Общеукрепляющая, общеразвивающая…
Валерий Вольт
5 декабря 2012 («Вести Сегодня» № 196)
Известный латвийский гимнаст успешно реализует социальные программы
Посылом к беседе с вице–президентом Федерации гимнастики Латвии Евгением Сапроненко стал двойной успех наших спортсменов на этапе Кубка мира в Остраве, где Виталий Кардашов и Валерия Гришане вышли в финал соревнований в опорном прыжке. И поскольку именно здесь Сапроненко блистал на международном помосте, став чемпионом Европы, двукратным вице–чемпионом мира и наконец серебряным призером Олимпийских игр, первый вопрос сложился сам собой…
— Евгений, приятно, что у ваших традиций есть продолжение?
— Евгений, приятно, что у ваших традиций есть продолжение?
— Душу греет прежде всего то, что латвийская гимнастика остается конкурентоспособной, что наши тренеры по–прежнему сохраняют высокий потенциал, а их многолетние наработки передаются теперь совсем юным спортсменам.
— Понимая, что ответ на свой вопрос получу весьма обтекаемый, все же прошу: можем ли мы надеяться на то, что у нас появятся новые Вихровы и Сапроненко?
— Если не верить в то, что ты делаешь, и не ставить перед собой высокие цели, работа становится рутиной и не приносит удовольствия. Мы не можем планировать сроки появления у нас гимнастов высокого международного класса — за теми же Кардашовым, Гришане и еще несколькими спортсменами образовалась пустота, восполнить ее можно будет через несколько лет, когда подрастут те, кто сегодня только собирается в школу. Так что процесс этот долгий, и, прежде чем говорить о результатах, надо запастись терпением.
— Одна из движущих сил спорта — его финансирование. Которое, как известно, вытекает из конкретных результатов. Есть медали и победы — есть подпитка, нет результатов — извините… А ведь мы говорим чуть ли не о двух пятилетках, на протяжение которых будем растить будущих потенциальных чемпионов! Поэтому речь не столько о желающих поддержать такой долгосрочный проект, сколько о том, чтобы сохранить для спорта юные дарования, на которых вы надеетесь, и работающие с ними тренерские кадры. Деньги можно найти, но когда все разбегутся, их наличие утратит актуальность.
— Совершенно верно. Это основная на сегодняшний день наша задача. У детей и их родителей должны быть мотивация и интерес, а чтобы это поддерживать, необходимо постоянно совершенствовать базу, проводить сборы, участвовать в соревнованиях и, опять же, искать источники финансирования. Но мы работаем над этим. У нас с Игорем Вихровым есть клуб, в котором огромное число детей, и из этой массы мы выбираем тех, кто талантлив и намерен заниматься гимнастикой профессионально, а таких уже порядка 70 человек, остальные тренируются для здоровья и могут затем выбрать для себя другой вид спорта.
— Специалисты говорят, что, прежде чем отобрать "материал" для работы, надо не только присмотреться к самому кандидату, но и познакомиться с его родителями, бабушкой, дедушкой — вдруг у них в роду был двухметровый баскетболист и его гены передались ребенку…
— В гимнастике необходимо быть очень ловким, быстрым, координированным, и если человек высокий, то он скорее всего не подойдет при отборе. Впрочем, есть исключения, результатов можно добиться и с ростом под 190, хотя практически все китайские атлеты сантиметров на 30–35 ниже. Но, повторяю, касается это лишь попавших в спортивные группы, для прочих такого строгого отбора нет.
— С какого возраста вы начинаете тренировать детей?
— С года. Занятия, естественно, проходят вместе с родителями, у нас есть специальное оборудование для самых маленьких, оно уникально, изготовлено по новейшим технологиям и с учетом всего лучшего, что есть в гимнастике. По сути это мягкие разноцветные модули, на которых исключено травмироваться или просто набить синяк. В Скандинавии и США на таких снарядах начинают заниматься с шестимесячного возраста, еще не умея ходить, а только ползая.
— Насколько мне известно, на постсоветском пространстве вы являетесь пионерами столь "юной гимнастики".
— А в нашей республике вообще единственными, кто ее культивирует. Но мы не носимся с этим, как с флагом, понимая, что подобное должно шириться и становиться повсеместным. В Финляндии, к примеру, где населения около 5,5 миллиона человек, официально зарегистрировано 400 больших гимнастических клубов, где занимаются почти 500 тысяч людей разного возраста. Основную массу составляют в них школьники. Так в стране пекутся о здоровье нации.
— В Латвии все иначе. Здесь гимнастики нет в школьной программе, она входит составной частью в предмет "физическое воспитание", который больше походит на некий винегрет из упражнений…
— …которым отводится только час в неделю. Причем число освобожденных от таких занятий зачастую выше, чем занимающихся, да и условия, в каких они проходят, оставляют желать лучшего — маленькие залы, мало оборудования, и дети ходят на уроки физкультуры без удовольствия. Поэтому мы решили развивать это направление сами, частным образом, и приобщать людей к спорту с самого раннего возраста. Когда детям исполняется 5–6 лет, многих из них отдают в группы дзюдо, футбола, хоккея — физически они у нас подготовились для больших нагрузок. Но вместе с тем целые команды футболистов и хоккеистов приходят к нам на тренировки по акробатике и гимнастике, вырабатывая здесь координацию, гибкость, занимаясь специальной подкачкой. Наличие большого количества специального оборудования, включая батуты и поролоновые ямы, способствует выработке многих профессиональных качеств в других видах спорта. Число желающих растет постоянно, мы уже открыли свой филиал в Даугавпилсе, там сейчас занимаются 400 детей, за два года появились спортивные результаты — на недавних соревнованиях девочка из этого города заняла первое место.
— Рига, Даугавпилс… География латвийской гимнастики шире?
— Добавьте сюда Лиепаю, Вентспилс, Бабите.
— В тренерских кадрах недостатка нет?
— Увы, уезжают. Трое в Норвегию подались, Виталий Шникер в Германию, Женя Зорин в Америку… Кого–то удалось вернуть, кто–то осел там основательно. Причем трудятся ребята по профилю, профессия гимнастического тренера в этих странах востребована. Однако немало таких, кто предпочел остаться дома, работы хватает и здесь.
— Папа приводит отпрыска в теннис или хоккей с надеждой, что, став знаменитым, тот начнет много зарабатывать и обеспечит себя на всю жизнь. Гимнастика — спорт из другого ряда, миллионером здесь не станешь. Тогда ради чего родитель записывает сына в вашу школу?
— Большинство для здоровья. Иметь красивую фигуру, быть ловким, сильным, подтянутым — высокий стимул. Тем более что после нескольких лет в гимнастическом зале человек по привычке продолжает держать себя в тонусе. Но один из десяти надеется и хочет, чтобы из его наследника вырос знаменитый гимнаст. Вот из таких единиц у нас и формируются спортивные группы. Естественно, отобранные по принципу не одних только надежд и желаний.
— Поскольку гимнастика в нашей беседе лишь общая тема, а акцент мы делаем все же на ее оздоровительные функции, не могу не коснуться еще одного направления деятельности школы Игоря Вихрова и Евгения Сапроненко. Известно, что вы вовлекли на ее орбиту множество детских садов Риги. Как и почему?
— Здесь все достаточно просто. В расписании занятий нашей школы есть несколько утренних окон, во время которых зал простаивает. Вот мы и решили пройтись по столичным детсадам и предложить им утренние занятия общеразвивающей гимнастикой начиная с младших групп. Идея заинтересовала, и сейчас к нам приходят почти 500 детсадовцев. Причем не только из расположенных поблизости от Олимпийского центра "Рига" дошкольных учреждений, но и из достаточно удаленных — таких привозят на автобусах. Стоит это недорого — 1,50 лата занятие. Восторг ребятишек, с которыми занимаются не только детсадовские воспитатели, но и тренеры нашей школы, неописуем. Мы считаем, что таким образом не только делаем детей здоровыми, пропагандируем спорт и гимнастику в частности, но и выполняем некую социальную миссию.
— И не одну. Буквально перед нашей встречей мне рассказали о финском профессоре Эркки Терво, чей опыт работы в гимнастическом зале с теми, кому за 70, и с детьми, болеющими синдромом Дауна, вы решили перенести на латвийскую почву…
— Многим из нас трудно поверить в то, что человек, разменявший восьмой десяток лет, способен прыгать на батуте и уж тем более делать кувырки. Но есть, оказывается, специальные программы и специальное оборудование, благодаря которым подобное возможно. Скажем, после операции по замене тазобедренных суставов, когда необходимо восстановить их подвижность и немного подкачаться. Получать от спорта удовольствие могут и дети с синдромом Дауна. Для них также существует своя программа, она, как и первая, уже адаптирована в Европе, и теперь мы намерены реализовать ее в своем клубе. Но прежде едем в Финляндию к профессору Терво, где примем участие в специально организованном для нас семинаре с практическими занятиями. Думаю, уже в январе нам удастся запустить оба проекта в Риге.