Параллельная Латвия
Елена Слюсарева
Вести Сегодня, 16.09.2013
В минувшую субботу Парламент непредставленных собрался на свое второе заседание…
Идей по оживлению демократии в нашей стране, хороших и разных, у теневых депутатов много — осталось воплотить их в жизнь. А главная задача одна — уничтожить позорный институт безгражданства.
— У теневого парламента, в отличие от официального, нет исполнительной власти, поэтому все депутаты обязаны участвовать в реализации своих же идей, — напомнил собранию член правления Конгресса неграждан Мирослав Митрофанов. — Все мы единомышленники по главному вопросу — решению проблемы безгражданства. Решаться она может разными способами, но все споры должны разрешаться в дискуссиях — это принцип дружественного консенсуса.
Так, в принципе, в атмосфере бурных, но корректных споров мероприятие и прошло. И на редкость динамично для общественного собрания. Александр Гапоненко, инициатор создания комиссии по подсчету ущерба, нанесенного негражданам действиями властей Латвийской Республики, рассказал о начальных результатах работы.
Уже готовы анкеты, которые неграждане, считающие себя пострадавшими, могут заполнять и подавать в комиссию. Юристы готовят аргументы для подачи их в суд. Это социальное действие — массовые иски частных лиц против государства, по мнению Гапоненко, имеют большое значение в борьбе за справедливость, чем больше исков, тем лучше.
Работа комиссии прежде всего проходит на основании Международной конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказаний за него, принятой резолюцией 3068 Генассамблеи ООН от 30 ноября 1973 года, под которую подпадает наша ситуация. Считать предполагается около года — шумно, с привлечением общественного внимания к промежуточным результатам.
Владимир Линдерман предложил поднять тему различий прав граждан и неграждан в новом свете: создать комиссию, которая будет регулярно готовить обращения во фракции латвийского сейма с предложениями по отмене дискриминационных пунктов. И напомнил некоторые из них. Так, помимо запрета на замещение государственных должностей в отношении неграждан Латвии существуют ограничения на профессии и должности, не являющиеся госслужбой, например, присяжный адвокат и помощник присяжного адвоката.
Негражданин Латвии не может быть защитником в уголовном процессе, даже если он имеет соответствующее образование и, более того, даже если он получил квалификацию адвоката в какой–либо стране–участнице Европейского союза! Не говоря о невозможности свободно покупать землю, получать лицензию на осуществление охранной деятельности, служить в муниципальной полиции, выбирать муниципалитеты…
Здесь, правда, возникла небольшая дискуссия о том, нужно ли распылять силы теневых парламентариев на решение отдельных проблем неграждан, не будет ли это свидетельствовать о том, что Парламент непредставленных признает безгражданство законным. Сошлись на том, что не будет и сокращение дискриминационного списка в целом будет работать на решение главной проблемы.
Александр Гапоненко предложил идею превращения парламента полностью в теневой — создать такие же комиссии, как в официальном сейме, проводить свои обсуждения, голосования по тем же вопросам, активно их комментировать. Владимир Соколов, однако, напомнил, что желание без денег — это мечта. А теневые парламентарии в принципе трудятся на общественных началах и при всем желании не смогут составить конкуренцию государственной машине. Уж лучше сосредоточиться на маленьких, но конкретных шагах в решении главной задачи. Юрий Петропавловский обратил внимание на риск самой идеи теневого парламента: «Это может придать ореол законности институту негражданства, сделать его вечным, а наша задача — его отменить».
Освежил идею создания музея неграждан Владимир Шилин. Чтоб был музей живой памяти советских времен, которой можно гордиться, чего не знает нынешняя латышская молодежь. Например, того, что 74% Героев Соцтруда в ЛССР были латыши, хотя в промышленности около 60% занятых составляли русские.
Сейчас Латвия гордится предприятиями в 200–300 человек и считает их гигантами, а тогда около 400 предприятий были такими, где трудились по тысяче человек. На легендарном ВЭФе — 16 тысяч! Среди разделов музея, например, такой: «Кто мы — неграждане, откуда мы взялись и почему считаем свое положение унизительным?». Или «Книга Живой Памяти». Деньги на создание экспозиции предлагалось потребовать у России, поскольку не без ее «помощи» неграждане оказались в известном положении.
Я в свою очередь предложила изменить концепцию музея на жизнерадостную: создать Музей Советской Латвии, где будут выставлены и портреты достойных людей того времени, и их достижения типа вэфовских приемников, и вещи, передающие атмосферу простой человеческой жизни — первые джинсы, дефицитные в ту пору пластинки, книги, школьная форма. Туда с радостью будут идти и иностранные туристы, и наши люди — поностальгировать. Собрание, однако, в концепцию решило не углубляться — постановили одобрить сам факт создания музея, а каким он будет, пусть решает ведомственная комиссия.
Елена Бачинская сообщила о создании рабочей группы по продвижению законопроекта о проведении референдумов на уровне самоуправлений. Участие в них неграждан — это и справедливо (они платят в местную казну достаточно налогов), и полезно (будут вовлекаться в жизнь страны).
Напоследок член правления Конгресса неграждан Елизавета Кривцова рассказала о том, как проходят переговоры с самоуправлениями о делегировании в их структуры представителей Парламента непредставленных. В Даугавпилсе сотрудничество уже налажено, Резекненская дума дала добро, но ПН не сразу нашел себе там представителя, с Рижской думой еще идут переговоры.
…15 октября Латвия 22–й раз отметит позорную годовщину разделения своих жителей на людей первого и второго сорта, на граждан и неграждан. Одним из «памятных» мероприятий Парламента непредставленных станет раздача (в обмен на пожертвования) нагрудных розеток (типа значков) с надписью «Мой друг — негражданин» или «Я — друг негражданина». Слоган пока обсуждается, но идея понятна: показать себе самим и властям абсурдность и несправедливость существования института безгражданства. Чем больше «друзей неграждан» будет в Латвии, тем бессмысленнее сохранение этого позорного для всех нас статуса.