Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Оксана Дементьева
Надежда Дёмина
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Сергей Николаев
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Русские скауты. Начало 1920-х годов

Русские скауты. Начало 1920-х годов

Много ль русского в нас осталось?

Наталья Севидова

«Ves.LV»

12.02.2013

Зима на излете, и, значит, русским творческим коллективам пора готовить программы к большому летнему смотру талантов — Дням русской культуры в Латвии — 2013.

Оргкомитет на прошлой неделе объявил о приеме заявок на участие в этом двухнедельном культурном марафоне. На этот раз энтузиасты, возродившие традицию довоенной Латвии, решили не ограничиваться рамками славянского праздника, а перейти к созданию системы сохранения и воспроизводства родной культуры в Латвии.

Задача глобальная, с какой стороны к ней подступиться? Договорились провести обсуждение с профессионалами отдельно по каждому направлению — собрать за круглым столом поочередно музыкантов, литераторов, художников…

Летят перелётные птицы…

Разговор начали с оркестров народных инструментов. Один из старейших и любимых публикой — «Славяне». Вместе с его руководителем Виктором Петровичем Жиляевым в редакцию пришли Ирина Коняева, координатор Дней русской культуры, и член оргкомитета, доцент Международной балтийской академии, директор программы «Управление культурой» Ирина Семеновна Маркина.

Виктор Петрович Жиляев работает в Латвии с молодыми исполнителями без малого 20 лет. Больше всего его тревожит сужение пространства русской культуры в Латвии. Молодежь уезжает, в том числе и ребята из его коллектива. А ведь они, что называется, штучный товар. С каждым Жиляев работает индивидуально, пишет для музыкантов партитуры, готовит к всероссийским конкурсам. Его питомцы успешно учатся в вузах, работают, вовлечены в общественные дела, но каждую свободную минуту отдают репетициям, оттачивая мастерство. Параллельно оканчивают музыкальные школы. Как бы ни сложилась судьба этих молодых людей, творческий дух и любовь к народной музыке они сохранят на всю жизнь.

Народная песня — искусство для избранных?

Ирина Маркина отметила, что у публики утвердилось несправедливое мнение, что народные инструменты немодны и примитивны. Ничего подобного! На домре, баяне, балалайке исполняют широчайший репертуар, включая классику, а виртуозам трех струн подвластны даже каприччио Паганини.

Оркестр «Славяне» блистательно исполняет сложнейшие вещи Бетховена, Моцарта, Чайковского, произведения серьезных современных композиторов.

«Мы видим, как глобализация вытесняет музыку национального характера, указывает на тенденцию Ирина Маркина. — Попса, рок — это ведь и есть глобальная музыка. Традиционное и народное искусство становится все более элитарным. Впрочем, именно

этим оно и начинает привлекать интерес публики. А для музыкантов и композиторов национальная музыка — неисчерпаемый источник творческих идей. Они используют этническую стилистику в современных композициях, соединяют в ансамблях и оркестрах, казалось бы, несоединимые инструменты. Это очень популярно на Западе — в Португалии, Испании, Италии, Турции, да и в России это есть. Но у нас такие вещи на сцене и в эфире звучат крайне редко».

Ирина Коняева напомнила, с каким триумфом прошли в Латвии гастроли российских фолк–шоу группы «Колесо» или «Терем–квартета». Для наших меломанов они стали настоящим открытием. Если бы Россия поддерживала приезд таких артистов, это стало бы конкретным вкладом в сохранение русского культурного ареала в Латвии.

Игра на дровах

Но в первую очередь необходимо всячески пропагандировать местные народные коллективы, которые выживают на голом энтузиазме, подчеркнул Виктор Жиляев.

Оркестр «Славяне» ведь тоже срывает восторженные овации на своих концертах и в Латвии, и за рубежом, но за 20 лет существования он не получил ни сантима помощи — ни от родного государства, ни от самоуправления. И обучение, и гастроли, и концертные костюмы — все ложится на плечи родителей. И это сильно ограничивает приток свежих сил в ряды молодых музыкантов.

А еще беда с инструментами! «Дети играют на дровах! Я эти балалайки и домры в девяностых собирал на свалках, когда закрывались дома культуры и из них выбрасывали инвентарь. Из двух инструментов собирал один. На этих „раритетах“ играет уже третье поколение оркестрантов», — рассказал руководитель оркестра.

Порядок цен на струнные примерно таков: домра — 800, балалайка — 1000 евро. Лишь единицы из родителей могут потратить такие суммы ради увлечения своего чада.

Артистов и зрителей в зале — пополам

Конечно, есть у нас и меценаты, но они вкладывают деньги только в «престижные» проекты. Тратят сотни тысяч на реставрацию имперских дворцов, но найти спонсора на пару сотен латов, чтобы арендовать зал для благотворительного концерта народников, почти невозможно. В оркестре «Славяне» 40 исполнителей, а выступают они большей частью в крошечном зале музыкальной школы «Лира» на Смилшу, 16, где помещается всего 60 зрителей.

Вот сейчас на выступление «Славян» пришла заявка в Резекне, там и зал есть, и публика ждет. Нужен автобус. А денег на его аренду взять негде. Ау, господа бизнесмены!

Просить у государства? У Фонда культурного капитала? Бесполезно! Даже латышским коллективам они не особо–то помогают. А уж местную русскую культуру в упор не видят.

— Сегодня минкульт поддерживает только государственные учреждения — музеи, театры и т. д. Общественники получают поддержку через Фонд культурного капитала — на конкурсной основе. И, к примеру, Жиляев со своим оркестром ни в одну номинацию просто не вписывается, — отметила Ирина Маркина.

Хотя в Первой республике на проведение Дней русской культуры выделялись государственные субсидии.

Хватит нас игнорировать!

— Почему мы хотим сделать Дни крупным ежегодным проектом? Потому что только крупный проект способен воздействовать на общественное сознание. Чтобы госмужи осознали наконец: у 800 тысяч русских людей в Латвии тоже есть потребности в культуре, — пояснила И. Коняева.

Поддержать эту стратегию должна бы Россия. Ведь кто кроме нее? Если на скрипке и фортепиано можно учиться в любой стране, то на русских народных инструментах — только в России. Там и самая большая и благодарная аудитория.

Только как на нее выйти нашим исполнителям? Не обязательно обивать пороги в Москве, считает Ирина Коняева. В каждой области России, в каждом крае проводятся праздники, народные гуляния, музыкальные фестивали, Дни городов. Там огромное количество сценических площадок.

— Надо выходить на местные администрации. Если наши артисты смогут там показать свое искусство, то праздники от этого станут только ярче. А у наших артистов и музыкантов появится мощный стимул повышать свой исполнительский уровень.

Спонтанно родилась идея фестиваля народных коллективов русского зарубежья, который мог бы пройти в Москве или Санкт–Петербурге.

Сохраним культуру — уцелеем сами

И все же ключевая проблема в другом.

«Нас все время пытаются демотивировать: зачем вам оставаться русскими? Будьте латышами или европейцами. Это внушается не впрямую, а через создание определенных условий, — высказала свое беспокойство Ирина Коняева. — То, что в Фонде культурного капитала нет номинации для русских коллективов, не случайно. А ведь культура — это защитный механизм нашей идентичности. Если его демонтировать, то мы как народ растворимся».

Ирина Маркина участвовала в первых программах интеграции еще когда секретарем по особым поручениям был Нил Муйжниекс. Она напомнила мудрую мысль, которая в ту пору часто звучала: человек вне культуры никуда интегрироваться не способен. И в самом деле, если человек не знает Пушкина и Лермонтова, разве станет он читать Зиедониса?

Талантов у нас хватает

Пара слов о местечковом комплексе. «Приходится от своих же слышать: ну что вы тут ерзаете? Ну нету у нас тут ни Гоголей, ни Пушкиных, ни Чайковских! Настоящая русская культура — в России, к нам оттуда приедут и все привезут», — говорит Ирина Маркина.

Виктор Жиляев тут же привел доказательство обратного: его воспитанник стал лауреатом на всероссийском конкурсе балалаечников: «Хотя в огромной России целый сонм прекрасных педагогов, и прославленные народные оркестры, и старейшие музыкальные школы, но жюри выделило именно нашего мальчика. У нас масса талантливых русских людей!»

Поговорили и об информационном вакууме. Многие ли знают, что, к примеру, каждое последнее воскресенье месяца в школе народных инструментов «Лира» в Старой Риге проходят бесплатные концерты?

Конечно, русская пресса никогда не откажет в размещении бесплатного объявления. Есть еще радио, фейсбук, твиттер, сайты «Русский мир» и РОЛа. Но руководителям оркестров не разорваться — каждый в одном лице и администратор, и дирижер, и педагог, и бухгалтер.

Русскому творческому сообществу позарез нужна ставка специалиста по пиару, или, как сейчас модно говорить, по связям с общественностью.

Меньше слов — больше дела!

Не все ладно и с преемственностью кадров. Все руководители народных оркестров — люди в возрасте. Требуется подготовить хотя бы 5–7 молодых специалистов себе на смену. Для этого нужны квоты для абитуриентов в российских музакадемиях. Россия же предоставляет бюджетные места только в технических и гуманитарных вузах.

«Владимир Путин на последнем конгрессе соотечественников в Санкт–Петербурге сказал, что поддержка русского языка и культуры в среде зарубежных соотечественников является приоритетной задачей российского государства, — напомнила Ирина Коняева. — Нужно побудить российских политиков и чиновников перейти наконец от деклараций к конкретным делам. Мы бы хотели, чтобы Россия видела в нас партнеров!»

Но кем заменить музыкантов–народников, если они уезжают на учебу за границу да там и остаются? Не так–то просто стало набрать смену. По разным причинам.

На заметку родителям

Занятия музыкой развивают не только художественный вкус, но и логическое и системное мышление, развивают память и способности к языкам.