Рижская «Нимфа» и ее евросестры
Кирилл Соклаков
17.01.2013
Gazeta.lv
Рига обилием фонтанов похвастаться не может, тем ценнее для рижан те водометы, что украшают городские парки. Одним из самых известных рижских фонтанов является "Нимфа" в сквере у Национальной оперы.
Милда — со звёздами, Ольга — с раковиной...
Не важно, стужа ли на дворе или жара, мимо "Нимфы" сложно просто так пройти. У скульптуры дородной морской богини, поднявшей над головой огромную раковину, часто фотографируются не только туристы, но и сами рижане. Если присмотреться, то с одной стороны видно, что фигура нимфы опирается на скалу, на которой выведено "A.Volz, 1888". Это марка замечательного рижского скульптора Августа Фольца. Скульптуру, как несложно догадаться, установили здесь в 1888 году, и с тех пор она не перестает радовать рижан.
О "Нимфе" существует несколько легенд. Самая популярная из них гласит, что Фольцу для этой скульптуры позировала миловидная девушка. Скульптор влюбился в натурщицу и все свои чувства выразил в этой скульптуре. Позднее он женился на ней и у них один за другим родились три мальчика и девочка. Так эта скульптура стала символом любви скульптора к простой девушке... Стоит ли говорить, что девушка в той легенде была латышкой.
Увы, но это только легенда, хотя и не совсем далекая от правды. Август Фольц в 1888 году уже был давно и счастливо женат на замечательной женщине по имени Мария. То, что брак был удачным, свидетельствовали их семеро детей: четверо сыновей и три дочери. Прожили Август и Мария, как в сказке, тридцать лет и три года, а потом она умерла. Скульптор очень горевал по жене, но понимал, что его детям, особенно младшим, нужна мать, и решился на вторую женитьбу.
Его избранницей стала латышка Ольга Калнинь. Брак с ней тоже был счастливым, она подарила ему сына, а его детям стала настоящей матерью. Позднее Ольга разделила с Августом ссылку в город Цивинск во время Первой мировой войны. А потом помогала вести дела мастерской, когда они вернулись в независимую Латвию. Вместе с сыновьями Августа Фольца Ольга руководила мастерской и после смерти мужа в 1926 году. Покинула семья Ригу в 1939 году, когда они, как этнические немцы, были вынуждены вернуться на историческую родину.
Евросестры
История семьи Августа Фольца дает нам ключ не только к разгадке легенды о фонтане "Нимфа", но и подсказывает, где искать прототип скульптурной композиции. Ведь Август Фольц, несмотря на то, что большая часть его жизни прошла в городе на Двине, родился в прусском городе Магдебурге, а профессию скульптора получил в Берлине. Так что его вполне можно назвать скульптором немецкой школы.
В те времена, во второй половине XIX века, Пруссия была на подъеме: этому государству выпала честь встать во главе немецких княжеств и стать той объединяющей силой, что волей канцлера Отто фон Бисмарка собрала Германию воедино. После чего Германская империя изо всех сил старалась встать впереди других европейских держав. Во всех отраслях.
Не было исключением и искусство. Немецкие скульпторы и спонсировавшие их промышленники искали классические формы, которые можно было бы использовать на родине. Так, в 1869 году владелец цементного завода Эйген Дикенгоф заказал у известного немецкого скульптора Фридриха Места скульптуру для фонтана. Мест решил использовать в качестве прототипа известную фреску Раффаэля Санти "Триумф Галатеи", которая украшает одну из стен на римской вилле Фарнезина.
Скульптуру Галатеи работы Фридриха Места отличала одна деталь: над головой нимфа держала огромную раковину, которая и служила чашей фонтана. Галатею выполнили из революционного в те времена материала: трамбованного бетона. Скульптура отправилась на всемирную выставку 1871 года в Вену, где произвела настоящий фурор. Справедливости ради стоит отметить, что все восхищались в основном техникой исполнения скульптуры, а не сюжетом, который запомнился в основном только скульпторам. Вскоре после выставки фигура заняла свое место подле герцогского дворца в немецком городке Карлсруэ, где благополучно сохранилась и поныне.
О сюжете вскоре вспомнил другой немецкий скульптор, Роберт Тобернц. В 1879 году ему заказали скульптуры для оформления фонтана на одной из площадей города Герлица. Он создал сложную композицию, которую венчала скульптура женщины, поддерживающая огромную раковину над головой, а у пьедестала расположились четыре фигуры речных нимф, пастуха и охотника. Как и у Галатеи Места, огромная раковина гёрлицкого фонтана тоже служила чашей для воды.
Пресса того времени сразу же окрестила сооружение "самым красивым фонтаном Силезии", и его изображения разлетелись по всей Европе. Жители Герлица любовно называют свой фонтан "Мушельминна" (от немецкого слова Muschel — раковина). Скульптуру расплавили для военных нужд во время Второй мировой войны, и только в 1994 году ее копия снова вернулась в Герлиц.
Рижский мотив номер один
Попал рисунок "Мушельминны" и в Ригу, и как раз вовремя: заканчивалось восстановление городского театра после опустошительного пожара 1882 года. Городская управа объявила, что будет приводить в порядок не только само здание, но и зеленые насаждения вокруг, а перед зданием театра устроят небольшой бассейн с фонтаном. Для украшения фонтана решили взять предложенную Августом Фольцем скульптуру морской девы с раковиной над головой, у ног которой резвятся четыре малыша: три мальчика и девочка. Они играют с дельфинами и большой черепахой. Постамент оформили в виде каменной скалы. Так в Риге и появилась наша родная "Нимфа".
Поскольку денег на фонтан было немного, рижскую "Нимфу" выполнили в цинке. Это обстоятельство, с одной стороны, оказалось выгодным. Так, например, в 1915 году, когда эвакуировали бронзовые рижские памятники, "Нимфе" повезло: цинк никакой ценности не представлял. Но, с другой стороны, время и вода сделали свое дело: цинк не выдержал и скульптура стала деформироваться и терять вид, стали обламываться и исчезать отдельные детали.
И тогда рижской "Нимфе" повезло еще раз. В 1986 году у нее появилась спасительница — талантливый скульптор Мирдза Лукажа. Она изготовила точную копию скульптуры в бронзе, а оригинал в разобранном виде переехал в Рундале.
Скульптура сегодня так же хороша, как и сто лет назад. Недаром многие рижские филокартисты утверждают, что "Нимфа" вместе с Национальной оперой являются самым частым мотивом для рижских почтовых открыток. К тому же альбомы тысяч рижан украшают фотографии, сделанные в разные годы на фоне обнаженной девы с раковиной, чей грациозный образ пришел к нам с берегов Тибра, из вечного города, где бьют прекрасные фонтаны мастеров с мировым именем...