«Никто не забыт!» Что мы знаем о героях 1941 года?
9 мая на Ивановском кладбище общество Ruthenia (в лице Александра Ржавина) и Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (в лице Викентия Бахилова) установили стенд с именами красноармейцев, погибших в Великую Отечественную войну и похороненных там.
Зачем это понадобилось? Ведь, казалось бы, имена есть на
памятных плитах? Увы, не совсем так. На Ивановском кладбище находятся
два воинских участка. Один - возле улицы Кална, второй - к сожалению,
менее известный - возле железной дороги (координаты 56°56.705' N, 24°08.839' E
http://maps.google.com/maps?q=56.94509,24.14732).
И если на первом участке можно увидеть имена 158 воинов, то на втором
участке похоронены только безымянные. Именно на нем и был установлен
стенд.
С первых дней войны латвийская столица подверглась бомбардировкам противника. А 29-30 июня 1941 года кровопролитные бои развернулись в самой Риге. С одной стороны, красноармейцы и рижские ополченцы упорно обороняли мосты в центральной части города, пресекая попытки немецких войск занять город. С другой стороны, советские войска, отступавшие из Курземе и Земгале, прорывались к переправам и вели кровопролитные бои с противником на левобережной стороне Риги.
Только после того как немецкие части смогли переправиться южнее города и начать на него наступление оттуда, командование советских войск приняло решение об отходе из Риги. Тем не менее, бои не затихали: в районе Московского форштадта, прикрывая отход товарищей и прорываясь на восток, советские солдаты вступали в жестокие бои с противником.
После боев тела красноармейцев оставались лежать непогребенными. Настоятели двух соседних приходов - Ивановской церкви Николай Шалфеев и Гребенщиковской старообрядческой общины и председатель ее совета Лев Мурников - добились от немецкого коменданта разрешения похоронить убитых солдат: около 900 советских воинов были похоронены в двух братских могилах - возле улицы Кална и у железной дороги.
Погребение завершилось отпеванием. Прихожане (в том числе Лев Мурников, Константин Портнов, староста Ивановской общины Иван Максимов) проявили большое участие в судьбе могил: собрали деньги на установку летом 1942 года памятников (архитектор Владимир Шервинский) - первых памятников солдатам Красной Армии на территориях, оккупированных Германией.
Те, кто совершил этот акт христианского долга и гражданского мужества, конечно же, не могли оставаться безучастными и к судьбам живых. Не удивительно, что в отношении многих из них последовали репрессии со стороны нацистов: за помощь евреям из гетто Гестапо арестовало Николая Шалфеева, за помощь советским военнопленным был арестован и расстрелян с женой по пути в Саласпилсский концлагерь Константин Портнов...
Прихожане Гребенщиковской и Ивановской общин не только проводили в последний путь, но и сохранили имена 113 воинов, погибших при обороне Риги и похороненных на 1-м участке возле улицы Кална. По донесениям о потерях, которые размещены на сайте ОБД «Мемориал» (www.obd-memorial.ru), можно найти дополнительные сведения о некоторых из них: точное имя, место рождения, название воинской части, обстоятельство гибели. Последнее особенно интересно: многие бойцы числились пропавшими без вести или непогребенными. Командование не знало, что солдаты и офицеры на самом деле пали в бою и были достойно похоронены рижанами.
Так, красноармеец Александр Кулагин из взвода разведки 28-го мотострелкового полка 28-й танковой дивизии для командования «пропал без вести 26 июня в бою под Айзпуте», за четыре дня до своей гибели при обороне Риги. А красноармеец Сергей Зайцев, наблюдатель 21-го отдельного батальона ВНОС, по документам «погиб, оставлен непохороненным в Риге».
Вместе с тем, еще предстоит большая работа: уточнить написание имен и сообщить родственникам воинов о месте их захоронения. Так как не исключено, например, что родные красноармейца Николая Юдина, которые получили от него последнее письмо из Риги 25 июня 1941 года, до сих пор думают, что он пропал без вести то ли в июле 1941 года, то ли в феврале 1942 года, как написано в ответе военкома на запрос о его судьбе.
А также исправить надписи на памятных плитах. Ведь, скажем, увековеченный как красноармеец Василий Преснов - это на самом деле младший лейтенант Василий Преснов, командир взвода 165-го отдельного разведывательного батальона 125-й стрелковой дивизии, который был «убит в городе Рига, оставлен на поле боя».
Но уже сейчас достоверно известно, что среди павших героев есть уроженцы России, Украины и Киргизии.
Также, судя по именам (к примеру, Язепс Анспакс, Бенсон Иренштейн или Роберт Наудыньш), среди похороненных есть рижские ополченцы - бойцы отрядов рабочей гвардии, созданных добровольцами в начале войны.
На 1-м воинском участке также увековечены 45 воинов, погибших в 1944-1946 годах. 13-15 октября 1944 года бои за Ригу прошли стремительно и не были столь кровопролитными в районе Московского форштадта, как в 1941 году. Поэтому, не удивительно, что на Ивановском кладбище можно найти имена всего 24 воинов, погибших при освобождении Риги от нацистов. Например, ефрейтор Иван Шакунов, телефонист 96-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады 23-й артиллерийской дивизии прорыва, «убит похоронен в Риге, квадрат 1626», или гвардии красноармеец Николай Поляный, стрелок 155-го гвардейского стрелкового полка 52-й гвардейской стрелковой дивизии, «убит при форсировании реки Западня Двина».
Остальные - это солдаты, умершие в тылу от ран и болезней, погибшие по нестророжности, в результате несчастных случаев или катастроф. Скажем, как краснофлотец Петр Кудинов из 1-го автотранспортного батальона Краснознаменного Балтийского флота, умерший от ран, полученных в автомобильной катастрофе. Некоторые из этих бойцов погибли в послевоенное время.
Если изучить донесения о потерях, то видно, что вместе с вышеуказанными бойцами на 1-м участке Ивановского кладбища также были похоронены, как минимум, еще 4 солдата, чьи имена не увековечены на памятных знаках. Например, погибший в бою за освобождение Риги сержант Григорий Лавренчик, шофер 501-го минометного полка 30-й отдельной минометной бригады и погибший при аварии самолета в 1946 году гвардии младший лейтенант Андрей Вариоха, летчик 147-го гвардейского истребительного полка.
Почему их забыли? Причины могут быть разными. Вероятно, чье-то имя выпало из списков из-за халатности чиновников. А кто-то изначально мог быть похоронен как «неизвестный». Или стал таким, если его имя стерлось на первоначальном памятнике, до того, как его занесли в документы мемориала. А может, кого-то перезахоронили на родине. В любом случае необходимо дальнейшее расследование.
На 2-м же участке, возле железной дороги, похоронены около 800 воинов, погибших в 1941 году. Как уже говорилось выше, их имена не известны. Однако по донесениям о потерях можно выяснить имена хотя бы некоторых из них. Например, эти 12 солдат погибли вместе с теми, кто похоронен на 1-м участке и чьи имена смогли установить и сберечь еще в 1941 году члены Гребенщиковской и Ивановской общин. Среди них красноармеец Степан Богданов, шофер 28-го мотострелкового полка 28-й танковой дивизии, «убит в городе Рига на мосту»; старший сержант Павел Береговой, старшина 110-го отдельного дивизиона малокалиберной зенитной артиллерии 10-й бригады ПВО, «убит в 150 метрах юго-восточнее железнодорожного моста в городе Рига»; техник-интендант 2-го ранга Федор Перерва, политруководитель 1-й роты 225-го конвойного полка 41-й отдельной бригады конвойных войск НКВД, «убит на фронте, северо-восточная окраина города Рига»…
Логично предположить, что и этих солдат похоронили на Ивановском кладбище, но так как документы у них отсутствовали или были сильно испорчены, то они остались «безымянными»...
Но это лишь 12 из 800… Очевидно, что предстоит еще большая кропотливая работа…
Особую благодарность создатели стенда выражают исследовательнице Анастасии Столяровой из Москвы, которая нашла в ЦАМО фотографии двух офицеров, погибших при обороне Риги и похороненных на Ивановском кладбище - младшего лейтенанта Ивана Зуба из 48-й стрелковой дивизии и лейтенанта Олега Виссака из 10-й бригады ПВО. Будет замечательно, если откликнутся родные других солдат и пришлют их фотографии.
Следует отметить, что Ивановское кладбище является одним из самых старых русских кладбищ Риги. Рижская Гребенщиковская старообрядческая община уже почти 74 года ухаживает за расположенными на нем могилами красноармейцев - изначально за участком у железной дороги, а несколько лет уже как и за участком возле улицы Кална.
Общество Ruthenia (совместно с Русским Обществом в Латвии, РОвЛ) занимается сбором и уточнением сведений о русских и советских воинах, погибших в Латвии.
Чтобы почтить память павших героев и привлечь внимание в проблеме «потерянных» имен павших защитников Отечества, общество выступило с инициативой установки вышеуказанного стенда. Пока стенд временный. Если инициатива найдет одобрение и поддержку, то, с учетом полученных замечаний, дополнений и пожеланий, будут установлены постоянные.
Общество Ruthenia считает, что лозунг «Никто не забыт!», несомненно, правильный. Но не как констатация факта, а как призыв к действию. Поэтому приложит все усилия, чтобы установить максимально полные сведения обо всех красноармейцах, похороненных на Ивановском кладбище.
Вечная память погибшим! Низкий поклон сохранившим их имена! Вечная слава вернувшимся с Победой!
PS. Иллюстрации к тексту можно найти в альбоме: https://www.facebook.com/alexander.rzhavin/media_set?set=a.908488165878335.1073741832.100001514801340&type=1
Текст подготовил Александр Ржавин, общество Ruthenia, +371 26334671, rzhavin77@gmail.com