КАК В ОСАДЕ
Ростислав Полчанинов (США)
В воскресенье 22 мара 2020 в нашем Св.-Серафимовском храме в Си-Клиффе настоятель о. Серафим Ган объявил, что это последнее богослужение с присутствием прихожан, потому, что местные власти потребовали от всех церквей чтобы в храмах число присутствующих не превышало 10 человек. На этом последнем богослужении было примерно 30 человек, и все причастились.
В газете «Единение» (Сидней, Австралия) подробно говорилось о Коронавирусе, но ничего о том, как он отразился на жизни местных русских. Сколько мне известно, в газете «Наша страна» (Буэнос-Айрес, Аргентина), о том, как Коронавирус отразился на жизни русских, тоже ничего не говорилось. Всё это побудило меня написать статью «Коронавирус», которая была напечатана в «Русской жизни» (Сан-Франциско» от 28 марта и в «Новом меридиане» (Нью-Йорк) от 1 апреля.
«Русская жизнь» от 4 апреля вышла с большой и подробной статьёй на всю первую страницу «Русская община в Сан-Франциско и Коронавирус», а я продолжаю для будущего историка собирать материалы, и надеюсь на помощь читателей. Написанное на страницах Интернета не вечно, а напечатанное в газетах будет хранится в архивах многих библиотек и не пропадёт для науки.
В воскресенье 29 марта, я включил богослужение в нашем Св.-Серафимовском храме в Си-Клиффе и в первый раз в жизни, смог заочно присутствовать на богослужении, при совершенно пустом храме. Картина была и грустная и тяжёлая. Мы все оказались в какой-то всемирной изоляции, которую, почему-то назвали карантином. В храме пусто. На подсвечниках горят только лампадки и ни одной свечи. Во время войны, помню, было нечто подобное, когда на весь храм горела только одна свеча, а люди свободно приходили в церковь и клали около неё «деньги на свечку». История человечества до сих пор не знала ничего подобного.
Служил о. Серафим Ган, «Верую» не пелось, его прочитал батюшка. Прислуживал Пётр Волков, сын протодиакона о. Павла, а «Отче наш» пел «хор» только один наш чтец Терентий Триантафилидис, и я с ним пел, как полагалось бы, будь я в церкви. Когда надо, я вставал, и садился, когда, нам старикам это позволено. Я был как бы не дома, а в храме. В начале заочно присутствовало 78 человек, а потом дошло до 93. Кто видел, тот это запомнит на всю жизнь. Подумать только, священник служит службу в пустом, без молящихся, храме.
В Вербное воскресенье 11 апреля было торжественное богослужение. Служил о.Серафим и оба протодиакона, о.Павел Волков и о. Евгений Каллаур, В алтаре, кроме иподиакона был прислужник Алёша Каллаур, а в хоре 4 человекa. Норма в 10 человек не была превышена. Богомольцев по интернету было на этот раз 324.
В субботу 7 марта состоялось в Св.-Серафимовском приходе, после вечерни, первое собрание Литературного кружка. Собралось человек 10, читали и обсуждали книгу "Исповедь" митрополита Антония (Храповицкого). Вечером 28 марта состоялось уже заочное собрание. Участники читают заранее определённые главы, которые потом обсуждаются. Закончилось обсуждение книги "Исповедь", и следующим будет обсуждение книги "Таинство веры" митрополита Волоколамского Илариона (Алфеев). Участники Кружка могут задавать духовному наставнику Кружка. о.Серафиму любые вопросы, и не обязательно связанные с обсуждаемой темой. С вопросами о Кружке обращаться к руководительнице Кружка матушке Екатерине, жене протодиакона Евгения Каллаура, по адресу kkallaur@gmail.com
Церковная школа при соседнем Свято-покровском храме в Глен-Кове, продолжает работать рассылая всем учащимся домашние задания.
В новостях CNN говорилось, что около Сакраменто (Калифорниия), в храме русских пятидесятников, Bethany Slavic Mission Church в воскресенье 30 марта, несмотря на запрет, собралось много верующих и заразилось Коронавирусом сразу 71 человек, из которых один уже умер. На вопрос журналистов, священник-сектант ответил коротко: «Оставьте нас в покое».
В то же время 2 апреля, в сети, на странице «Русского мира» московская журналистка Юлия Горячёва сообщила как русские в Сиэтле помогают бороться с коронавирусом:
«Члены русскоязычного сообщества Сиэтла (США) участвуют в борьбе с коронавирусом, включившись в работу по пошиву медицинских масок для городских больниц. Об этой инициативе наших соотечественников мы поговорили с членом правления Русского культурного центра в Сиэтле и владелицей швейного бизнеса Людмилой Соколовой».
Людмила Соколова сказала: «Уже почти две недели мы с командой волонтёров, состоящей из женщин и подростков, кроим и шьём медицинские маски. Они у нас делаются из 100% хлопка в три слоя, – чтобы прочнее была защита от вируса»,
У меня дел не меньше, а больше. Стал получать больше писем. В Нью-Йорке на улицах ни души, но мы не Нью-Йорк, а на Лонг-Айленде в графстве Нассау. Сидя за завтраком видел в окно как к соседу через улицу приехало 2 рабочих стричь траву, а третий сидел за рулём. Бывают и пешеходы. В продуктовых магазинах не всегда всё есть и моему сыну Володе, чтобы снабдить меня всем чем надо, надо побывать в нескольких. Совсем как в «доброе» старое советское время. «Чего только нет в нашем советском магазине, и сахару нет, и крупы нет, и многого чего ещё нет».
Здесь же на Лонг-Айленде, в старших классах американской средней школы в Саясете, единственной государственной школе во всей Америке, в которой преподаётся русский язык, преподаёт его замечательный педагог Вероника Шайдурова-Мишел. Школа закрыта, но с учениками заочно ведутся занятия. Чтобы ученикам было интересней, Вероника пользуется образовательными играми. На пример «Русская арифметика». Вероника говорит ученику первую букву, а он должен сразу назвать по-русски цифру, начинающуюся с этой буквы. Читатели «Русской жизни» может быть помнят её статьи и мою «Американцы с русским флагом» в газете от 27 апреля 2019. Она же была и в «Новом меридиане» от 24 апреля.
Мой внук Юра смотрел богослужение в Знаменском синодальном храме в Нью-Йорке на 93-ей улице. Служил владыка Манхеттенский Николай (Ольховский) с двумя прислужниками и одним диаконом. Хор был из четырёх человек. Всего 8 человек, а в храме должно быть не больше 10 человек, дабы не нарушить правила штата, ограничивающие любые собрания людей. Городской голова Нью-Йорка, Бил Деблазио, грозит закрыть любые молитвенные здания которые нарушают правила штата.
Один мой приятель в письме от 10 апреля писал, что к монахам Св.Троицкого монастыря в Джорданвилле во время богослужения вдруг приехала местная полиция, приказала больше не служить, а если узнает, что они все равно служат - выпишет штраф в $1,000. Постараюсь узнать подробности.
Упомянутая статья в «Русской жизни» начинается словами «Настоящее беспрецедентное положение всеобщего карантина отразилось на всех русских организациях Сан-Франциско и района залива…». Про ОРЮР – Организацию российских юных разведчиков сказано, что дружина в Сан-Франциско «отменил все мероприятия, включая все сборы и празднование дня Св. Георгия 6 мая (Георгиевский поход). Под вопросом даже летний лагерь, так как все должно готовиться заранее, а отложить на август, вероятно, не удастся. Примерно такое же положение у ОРЮР и в Нью-Йорке.
Продолжение, но увы, не окончание следует.