ПРОФ. М. А. ГЕОРГИЕВСКИЙ
Ростислав Полчанинов (США)
ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ
выходит с марта 1982
Но.75 июль 2006 г.
===== СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США =====
R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net
Проф. Михаил Александрович Георгиевский (1888, г.Бежица, Брянской обл.-1950, Москва) был сыном прачки и рабочего и любил это подчеркивать (1).
В 1913 г. он окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета, на котором был оставлен как преподаватель-доцент (1913-1917), в 1918-1919 гг. был доцентом Варшевского университета, эвакуированного в 1915 г. в Ростов-на-Дону. В конце 1919 г. МАГ (так по инициалам называли его в НТСНП) с сотрудниками этого университета эвакуировался и прибыл в Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев).
Преподавал древнееврейский язык на Богословском факультете Белградского университета (1920-1929), латинский и русский языки, историю и философию в Первой русско-сербской гимназии в Белграде (1920-1939), был членом-основателем археологического общества в Королевстве СХС (1921), членом Русского научного общества в Београде (1928), исследователем памятников ассирийского законодательства и пионером в исследовании тнз. «Винчанского письма» (2).
«На Втором съезде Союза в декабре 1931 года (НТСНП, ныне НТС, в Белграде 25-28 декабря – прим.РВП) М.А. был избран генеральным секретарём Исполнительного Бюро Совета Союза. Тогда же Союз был переименован в Национальный Союз Нового Поколения, кратко НСНП. Мне думается, что именно по инициативе М.А. и произошло это переименование с упором на новых людей. Согласно принятому тогда уставу, членами НСНП могли быть люди, родившиеся не ранее 1895 года. Конечно, делались исключения для тех более старых, кто по духу был молод и отвечал идеям организации. Первым из них был сам М.А.Георгиевский» (3).
20 июля 1933 г. в Париж прибыл МАГ. На закрытом собрании для членов Союза в помещении Галлиполийского собрания он изложил взгляды союзного руководства на вопросы программы и тактики борьбы с коммунизмом, а на открытом собрании в зале кафе на бульваре Лятур-Мобур, прочёл доклад на тему «Ошибки эмиграции и её задачи». Был дважды принят начальником РОВС ген. Миллером (4).
Говоря о членах Союза, Б.Прянишников писал: «В лице Георгиевского мы обрели не только весьма образованного человека, знатока многих языков, но и умного, волевого, прозорливого политика и дипломата. Несомненно, что равного ему в НСНП не было. Больше того, вглядываясь в прошлое и оценивая тогдашних эмигрантских политиков, почитавшихся авторитетами, я пришел к заключению, что и в этой среде равных ему не было тоже» (5).
На 3-м съезде НСНП в Белграде 15-19 апреля 1934 г. МАГ выступил с пламенной речью о революционизировании духа Союза. «Хотя рукоплескания были запрещены, тем не менее съезд устроил ему овацию. Официально вторая центральная фигура съезда, Георгиевский, по существу, был подлинной душой Союза» (6).
«Огромный вклад в развитие идеологии Союза внёс профессор М.А. Георгиевский. Его большая статья «Вопросы программы», напечатанная в № 16 газеты «За Россию» в июне 1933 года, полностью отразилась в резолюциях третьего съезда НСНП» (7). Ему же приписывалось добавление слова «трудовой» в названии Союза в связи с его статьей «Наше Национально-Трудовое Движение» в союзной газете «За Россию» за июль 1935.
«Вторжение немцев в Югославию крайне осложнило положение Георгиевского. Каким-то образом, вероятно, от немецкого агента в среде русских белградцев, гестапо узнало о его враждебных гитлеровщине взглядах. После занятия Белграда немецкими войсками М.А. был внужден скрываться у друзей в Сремской Митровице. Вернулся он в Земун после учреждения самостийной Хорватии, вассала Италии. Гестапо уважало эту самостийность, но посещать Белград он не мог, его арестовали бы и отправили бы в немецкий концлагерь» (8).
Я.А.Трушнович, хорошо знавший М.А.Георгиевского, пишет: «Мы помним МАГа как мужественного человека, которог советские агенты пытались застрелить, отравить алмазной пылью, цианистым калием. Во время одной из поездок в Болгарию его, по всем признакам, отравили, и он был почти при смерти. Но все это его не запугало» (9).
По сведениям, полученным В.Байдалаковым от Елены Георгиевны, вдовы Георгиевского, МАГ, при приближении Красной армии пытался уйти к друзьям в Венгрию, но в Батайнице был схвачен партизанами Тито и передан СМЕРШу (10). На закрытом заседании в Москве 25.07.1950 был приговорён к смертной казни и расстрелян 12.09.1950 (11).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Трушнович Я. «Кентавр» о расстреляном руководителе НТС //Посев. 1995. Но.5.
С.107.
2. А.Арсеньев. М.А.Георгиевский (биография – рукопись).
3. Прянишников Б. Светлой памяти М.А.Георгиевского //Кадетская перекличка, Нью-
Йорк. 1988. Но.44. С.89.
4. Прянишников Б. Новопоколенцы. Силвер-Спринг (США). 1986. С.20.
8. Прянишников Б. Светлой памяти М.А.Георгиевского. // С.91.
9. Трушнович Я. Упомянутое сочинение. С.106
10. Письмо Б.Прянишникова от 20.02.1990 г. в архиве автора.
11. Трушнович Я. Упомянутое сочитение. С.103.
Р.Полчанинов