Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ария Карпова
Ирина Карклиня-Гофт
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Татьяна Колосова
Андрей Колесников (Россия)
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Сергей Николаев
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Ина Ошкая
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Рижский «сокол» Ростислав Маслов-Беринг. 1933 год

Рижский «сокол» Ростислав Маслов-Беринг. 1933 год

Талантливый педагог из рода Курмелевых

Валентина Прудникова

Фамилию Курмелёв  многие знают  в нашем городе Даугавпилсе.

Тимофей Кириллович  Курмелёв был известным в Двинске [Даугавпилсе] огородником-предпринимателем. Происходил он из очень бедной семьи, молодость свою провёл в батраках, работал на огородах Бориса Меркурьевича Вавилова в Демене. Здесь частенько рядом работала и хозяйская дочь Екатерина Борисовна. Молодые люди полюбили друг друга, решили создать семью, против чего категорически  возражал  отец. Пришлось уходить из дома.

Молодые жили на первых порах бедно, но работали оба истово, многим секретам овощеводства Тимофей Кириллович научился на полях тестя. Наконец, собрался достаточный капитал, Курмелевы разбили сначала парники и  теплицы, построили дом для семьи в Майках. А семья росла: в 1891 году родился сын Мелетий, в 1896 – Галактион,  в 1902 –  Ксенофонт, потом в 1904 году – Нестор и в 1906-м  – долгожданная доченька Анна.

Первая мировая война нанесла семье большие потери: налёт авиации разрушил знаменитые парники, ярко блестевшие стеклами на солнце и тем самым привлекавшие внимание вражеских летчиков. Как гражданин и патриот, Тимофей Кириллович пожертвовал приличную сумму на нужды Российской Армии, за что получил  Грамоту с портретом царя Николая  II. Говорят, что именно эта Грамота и привлекла внимание красногвардейского патруля. Тимофей Кириллович был арестован и расстрелян в марте 1919 года как «участник белогвардейского заговора».

Сыновья Т.К. Курмелёва продолжили дело отца: восстановили парники,
 теплицы, открыли в Двинске производство по консервированию овощей, снабжали своей продукцией жителей не только Двинска (в то время уже Даугавпилса), но и Риги, были поставщиками продуктов Латвийской армии.

 В 1940 году завод был национализирован, Ксенофонту предложили стать  директором овощебазы  Горпищеторга, так стало называться  это предприятие, на что он ответил отказом, сославшись на свою …малограмотность, но согласился на пост технического руководителя. Через год, он был арестован органами НКВД как особо опасный элемент:  крупный огородник и домовладелец, владевший  четырьмя домами в городе, усадьбой в  21  гектар земли, предприятием по квашению капусты.
Талантливый, трудолюбивый, предприимчивый организатор производства  был осужден на пять лет  «перевоспитания»  в Вятлаге, а семья – жена и четверо детей – были вывезены в Дзержинский  район Красноярского края. В условиях сурового сибирского климата Ксенофонт, работая на заводе по производству древесины,   продолжал заниматься своим любимым делом:
выращивал  овощи в парниках, используя снятые на лето  рамы, а в 1950 году, отбыв  свой срок,  был награжден за рекордные урожаи овощей высокой правительственной наградой– орденом Трудового Красного Знамени.

Вернувшись на родину после реабилитации, талантливый огородник  купил    кооперативную квартиру. Каждое утро уже пожилой и тяжело больной человек  с тачкой в руках отправлялся на берег Даугавы, чтобы привезти «хорошей земли», чтобы под окнами многоэтажки разбить новый сад и цветник, пусть «мини», но радующий глаз всех живущих поблизости, да и просто проходящих мимо.

В семье Ксенофонта Тимофеевича было две дочери – Наташа и Катя – и двое сыновей – Василий и Григорий. Наташа вышла замуж в России, в середине 1980-х годов она хотела навестить в США  родственников матери, но скончалась при перелёте. Сын Василий и дочь Катя в 1946 году по указу Сталина были отпущены на родину, в Латвию. Екатерина жила в семье своего дяди Нестора Тимофеевича в Риге, а Василий – в Даугавпилсе, у родственников матери. Екатерина выучилась на зубного техника, работала врачом. Василий, окончив механический факультет Елгавской академии, работал в Латвии.

Сын Григорий в 18 лет был призван на воинскую службу и погиб во время армейских учений.

Другой брат Ксенофонта Тимофеевича Нестор жил с семьёй на Эспланаде, имел землю, хозяйство, парники, теплицы. У него было два сына – Алексей и Леонид – и две дочери. Старшая – Елизавета прожилаболее 90 лет. Младшая дочь, Антонина, после окончания университета и защиты диссертации в Рижском институте инженеров гражданской авиации была доцентом и преподавала в этом учебном заведении физику  и  материаловедение. Сейчас она на заслуженном отдыхе. У неё двое детей. Сын Михаил живёт в России. А дочь Ирина – рядом с матерью, в Риге.

В 1930-х годах за Юдовкой располагался хутор Дубóвка. Здесь проживала большая семья брата Ксенофонта – Галактиона Тимофеевича  и его жены  Антонины  Григорьевны Курмелёвых. У них было четверо сыновей – Дмитрий, Тимофей, Нестор  и Аркадий. Детей в этой старообрядческой семье могло быть больше, но двое умерли в раннем возрасте. Семья была очень трудолюбивой. Имелось большое хозяйство – более 50 гектаров земли, которая требовала заботы, да и скотинка была  всякая. Как же без неё?

Примером во всём был отец. Он  не гнался за богатством, был человеком порядочным, трудолюбивым, любил справедливость, учил и своих детей быть такими, как он.

Когда началась война, в 1941 году в Красную армию призвали Дмитрия. На хуторе Курмелёвых поселились немцы, установившие нормы поставок хлеба, мяса, молока для немецкой армии, которые следовало чётко выполнять. А в 1943-м немцы мобилизовали малолетнего Нестора на рытьё окопов. Он сбежал, скрывался у отца в подвалах. В 1945 году был осуждён  за то, что был призван в немецкую армию, и отправлен в Магаданскую область. После смерти Сталина был реабилитирован и остался на вольном поселении. Женился на сибирячке. У них родилось два сына, младший был убит, а старший сейчас с женой живёт на Урале.

В годы войны сыновья Галактиона Дмитрий и  Тимофей воевали в Курляндском котле. В ноябре 1944 года Дмитрий погиб и похоронен вблизи Скрунды.

Аркадий – самый младший сын Галактиона и Антонины Курмелёвых. Он родился 8 февраля 1931 года. Сначала учился в русской школе-трёхлетке, которая располагалась в Ефремовке  (сейчас посёлок Мирный). Ежедневно мальчику приходилось преодолевать пешком четыре километра пути. Старшие братья к этому времени уже учились в Гривской гимназии. Попутчиков у мальчика было немного, и зачастую в школу он шел один.

В первый класс Аркадий пошёл, умея читать и писать, в этом была заслуга его матери Антонины Григорьевны. Кроме того, он внимательно наблюдал за учёбой старших братьев и всё «схватывал» на лету. С 4-го по 7-й класс Аркадий учился в Гривской школе, а потом в Даугавпилсской средней школе № 2.

Когда школа осталась позади, он поступил в Даугавпилсский учительский институт и после его окончания стал работать учителем. Потом заочно получил  высшее образование уже в Педагогическом институте.

Его трудовой стаж составил почти полсотни лет. И большинство из них Аркадий Галактионович отдал бывшей  4-й средней школе (ныне средняя школа Центра).
Именно здесь в далёком 1963 году он создал свой первый класс с математическим уклоном, стал его учителем и классным руководителем. Те, кто оканчивали такие классы, имели прекрасные знания и успешно поступали в вузы. Школа Курмелёва – такова была высшая аттестация выпускников. И не только.

Аркадий Галактионович стал для своих учеников не просто учителем, он стал другом и воспитателем детских душ. Его выпускники однажды написали ему: «Спасибо, что вы не лезли нам в душу, но всегда были душой с нами!» И действительно, Аркадий Галактионович Курмелёв, как личность, способствовал развитию своих учеников, внимательно относился к каждому. Учитель математики сам в свое время занимался спортом и вовлекал в него своих подопечных. Аркадия Галактионовича можно было увидеть с ребятами на спортивной площадке, в походах, на экскурсиях.   Как говорят  его ученики, он «научил нас упорству учиться». Он заставлял юность думать, искать решения и находить их. Был примером, и многие избрали математику главной наукой в своей жизни.

Говоря о характере любимого учителя, многие отмечают  его обаяние, умение постоянно быть в контакте со своими учениками, его интеллект, тонкий юмор, порядочность и честность. Он никогда не кривил душой, был примером во всём, отдавая школьникам свою душу и знания.

Свой предмет  учитель  любил. Когда он вёл урок, его мысли обретали строгость и изящество математических формул. Хорошая дикция, доступное изложение темы, аккуратность чертежей на доске, особая  тактичность в обращении с учащимися – таков был педагог А.Г. Курмелёв.

Талантливый учитель ушёл из жизни  6 января 2019 года. Но его помнят благодарные жители города. Свидетельство тому – звание Почетного даугавпилчанина, памятная доска на здании школы, где он работал, и книга «Любимый наш учитель», которая  недавно (в 2022 году) вышла из печати.