Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Димитрий Левицкий (США)
Натан Левин (Россия)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Павел Тюрин
Михаил Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Борис Инфантьев во время лыжной прогулки

Борис Инфантьев во время лыжной прогулки

Первые русские школы

Александр Гурин

Первые русские школы

Отзвенел последний звонок, в русских школах идут экзамены. Впрочем, школы ныне не совсем русские. Но не будем о грустном. Вспомним лучше, как все начиналось: как приехали в Ригу более 200 лет назад русские учителя, как захаживали на огонек в первую русскую школу немецкие педагоги. Как рижане восхищались первым русским учебным заведением..

Телега учебников

Около 220 лет назад, в конце 1788 года, в Ригу въехал необычный обоз: 4 молодых человека везли с собой огромное количество книг и других школьных принадлежностей. Стоило это добро почти тысячу рублей – на подобную сумму в то время на окраине города можно было купить пару домов.

Четверо молодых людей приехали из Санкт-Петербурга, чтобы открыть первую в городе русскую школу. Известны имена этих просветителей: Андрей Владиславлев, Василий Красновский, Семен Войташевский, Иван Яновский. Все они обладали удивительными знаниями. К примеру, Андрей Владиславлев собирался одновременно учить рижских детей латыни, архитектуре, физике, геометрии, механике, русскому. Сегодня далеко не каждый профессор обладает такими широкими познаниями. Кстати, этот перечень показывает и объем знаний, который давало Екатерининское училище.

Кто сказал, что русские в то время были невежественны и глухи к учению? В одном из донесений того времени из Риги в Санкт-Петербург особо отмечается «ревностное участие» рижского русского купечества, которое добровольно собрало на нужды школы тысячу рублей.

3 ноября 1788 года императрица Екатерина Великая подписала повеление открыть в Риге русскую школу, а уже 7 февраля 1789 года новое учебное заведение приступило к работе. Назвали рижане школу именем императрицы – народное Екатерининское училище.

Поначалу арендовали жилье в частном доме, но уже 22 сентября 1790 года было освящено новое здание. Русскую школу построили неподалеку от Никольской церкви и русского купеческого Гостиного двора. И была она предназначена не только для детей богатых: большинство учеников – из семей мещан, ремесленников, огородников и солдат.

Добротное здание, красивый сад. В школу не раз запросто заходил губернатор. Нередко здесь устраивался своего рода «открытый урок» – приходили педагоги из рижских немецких школ, задавали русским детям вопросы и, как правило, оставались довольны уровнем их знаний. Правда, как и сегодня, были невидимые миру слезы учителей – их уважали, но платили мало. Цены в Риге в то время были значительно выше российских, чего не скажешь о жалованье русских учителей. В изданной к столетию со дня открытия школы книге о Екатерининском училище педагог и историк Бутырский писал, что Владиславлев и Красновский вынуждены были подрабатывать, а Яновский просто бедствовал. 17 апреля 1792 года от тяжелой болезни умер Семен Войташевский. Было талантливому педагогу всего 23 года.

Но как бы там ни было, училище успешно работало.

Трудные годы

В 1812 году, во время войны с Наполеоном, Московский форштадт сгорел. Огонь поглотил и русскую школу. Русские купцы собрали деньги и арендовали частный дом. На русское учебное заведение дал деньги и директор местной немецкой школы. Господин Альбанус был весьма разносторонним человеком: пастор, педагог, журналист. Он стал издателем нескольких журналов, в 1816 году этот немец даже выпустил первое в Риге периодическое издание на русском языке. А доходы от немецкого «Лифляндского школьного листка» целиком тратил на поддержку русского образования.

Помогала и православная церковь. Десятки лет батюшки преподавали закон Божий совершенно бесплатно.

В 1821 году для школы построили новое здание, но заботились о нем неважно. Очень странное отношение властей города, принадлежащего Российской империи. А вот местные немцы постепенно стали думать, как бы онемечить русских и латышей. Появилось необычные дворянские фамилии – фон Арбузов, фон Андрианов…

Подобные процессы происходили и в Ревеле (Таллине). Там местная русская школа из уездной превратилась в начальную. В Риге все же удалось сохранить школе прежний статус.

Русские рижане в XIX веке хорошо понимали значение своей школы. В 1888 году, на праздновании столетия Екатерининского училища, архиепископ Рижский и Митавский Арсений так отозвался о его прошлом: «В нем одном сохранилась, жила, росла и крепла русская жизнь, русская мысль, русское слово, русская литература и русская наука…». По его словам, училище должно было не только просвещать, но и «поддерживать и распространять в нем народные идеалы, верования и стремления, чтобы по возможности противодействовать иному влиянию, которому должно подвергаться общество, живущее среди огромного большинства населения чуждой для него культуры».

Талант Романа Лунина

Шли десятилетия, школа продолжала оставаться «падчерицей». Но, странное дело, успеваемость резко возросла, опальную школу стали ставить в пример. В 1865 году инспектор Шиллинг совершил проверку и по результатам ее сделал категоричный вывод: «Русское уездное училище по описанному своему устройству и необыкновенным успехам учащихся может послужить образцом..». Что же произошло?

Каков учитель, такова и школа. В 1845 году сюда был направлен выпускник Дерптского университета Роман Лунин. Всего через год талантливого учителя и организатора назначили смотрителем (директором) училища. Он проработал в школе почти четверть века и добился прекрасных результатов.

Конец одиночеству

Времена изменились. В 60-е годы XIX столетия в Риге началась своего рода русская Атмода. В городе появляются русские культурные, общественные, профессиональные организации. А 28 ноября 1867 года император Александр Второй подписал указ о создании в Риге русской гимназии. Ее построили в самом центре (ныне дом на Кр. Барона, 1) Местоположение было столь удобным, а здание – столь большим, что именно здесь праздновали 100-летие со дня указа о создании Екатерининского училища.

 Итак, Екатерининское училище перестало быть единственной государственной русской школой в Риге. Число школ с русским языком обучения росло. Сменяли друг друга власти и режимы, а русская школа продолжала существовать. Она работала в демократической Латвии, никто не угрожал ей при диктатуре Улманиса, при советской власти. В 1941 году в город вошли немецкие солдаты. И что же, нацисты закрыли русские школы? Никоим образом. Не захотели раздражать без необходимости для себя русскоязычное население. В библиотеке Академии наук Латвии до сих пор хранятся учебники русского языка, которые были изданы в Риге в период нацистской оккупации. Предназначались эти учебники не для немецких солдат, а для местных школ. А в 1942 году в Риге издали для детей на русском языке произведения Александра Сергеевича Пушкина. Даже на бумагу, невзирая на военное время, расщедрились.

… В 1888 году в дни празднования столетия Екатерининского училища в Ригу из Ревеля (Таллина) пришла телеграмма: «Дай Бог прибавит вам еще сто лет». Русские школы в Риге превзошли этот срок.

Поговорим о деньгах

И последнее. Обращает на себя внимание, как праздновали в Риге столетие Екатерининского училища. Гвоздем программы стали не банкет или торжественные речи высокопоставленных лиц, а лаконичные объявления. Его бывшие ученики пустили шапку по кругу и собрали 550 рублей на стипендии нынешним ученикам. Вдова купца Камарина предоставила 500 рублей на стипендию имени Павла и Андрея Камариных. Третье кредитное общество вручило облигацию стоимостью в тысячу рублей для учреждения двух стипендий имени Екатерины Великой… Сегодня учителя русские могут им только завидовать. Но не будем о грустном...