Мост в прошлое
Ина Ошкая
07.01.2013 14:37
Музей староверия в Резекне сохраняют атмосферу мира, который с каждым годом безвозвратно уходит от нас. Музей староверия был открыт в Резекне три года назад, и своим появлением он обязан энтузиазму одного человека — председателя Резекненской кладбищенской старообрядческой общины, депутата сейма Владимира Никонова. Изучением старообрядческого наследия он занимается еще с 1980–х.
С фотоаппаратом в руках Никонов объездил всю Латгалию, фотографируя жителей староверских деревнь и сохранившиеся старообрядческие храмы. Итогом этих проездок стали семь персональных фотовыставок. Перу Никонова принадлежит первая монография об истории Резекне с древнейших времен до 1917 года, сейчас готовится к изданию вторая часть этого труда, охватывающая период с 1917 по 1944 год.
Потом вышла книга "Староверие Латгалии", тему продолжил альбом "Староверие Латгалии в фотографиях", в котором собрано более 500 фотографий — из частных коллекций, семейных архивов и собрания Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.
— Латвийские староверы — это в основном сельское население. Со своими бытовыми обычаями, традиционными ремеслами, устоем жизни, который в полной мере возможен только при проживании в сельской местности. Но сегодня в Латгалии сельского староверия практически не осталось, и вся его материальная культура исчезает на наших глазах. Она уходит от нас с катастрофической скоростью, — говорит Владимир Никонов. Так и возникла идея музея.
Экспонаты для него Никонов собирал десять лет — в экспедициях по Латгалии. Задача ставилась серьезная — представить в музее не просто случайный набор старинных предметов, а сформировать систематизированную экспозицию, которая представляет различные аспекты старообрядческой жизни.
Один из залов музея посвящен быту, ремеслам, всему, что связано с повседневными работами и заботами. Тут можно увидеть и самодельный токарный станок, и самые разные столярные и плотницкие инструменты, и массу других вещей, о назначении которых современному человеку (даже с очень развитой фантазией!) догадаться очень сложно. Так, еще никто из посетителей не угадал, что странная деревянная ребристая пластинка — это лопатка для укладки соломенных крыш. Мало кто "опознает" и станок для витья веревок. А внушительные ступы не имеют ничего общего с перемещениями по воздуху Бабы–яги, в них в старину прозаически толкли картошку...
Почти у каждого экспоната музея есть и своя собственная история. Даже у обычной самодельной зыбки — немного обшарпанной, с обитыми углами. Но в ней выросло пять поколений одной семьи. А это что–нибудь да значит!
Часть экспозиции составляют предметы, связанные с религиозной жизнью и с уходом в мир иной. В музее, к примеру, представлена такая по нынешним временам редкость, как реконструкция домовины — деревянного надмогильного сооружения в виде домика. Вещь для нас, современных людей, экзотичная, но, безусловно, очень необходимая. Ведь согласно старинным, возможно, относящимся даже к дохристианским временам традициям человек должен иметь свой дом не только при жизни, но и после смерти. А домовина — это дом человека для жизни в вечности...
В музее много старинных книг и документов. Есть вещи, принадлежавшие выдающемуся историку, педагогу и просветителю Ивану Никифоровичу Заволоко. Собрана коллекция текстильных изделий и вышивки, причем некоторые из этих рукоделий выполнены мужчинами.
Все предметы для музейной экспозиции помогали подготовить ученики Резекненской воскресной школы.
— Чтобы экспонаты приобрели экспозиционный вид, они должны были пройти определенную обработку — чистку, консервацию... И всю эту работу мы с ребятами из Резекненской воскресной школы выполнили своими руками. Помогало и то, что я сам в прошлом реставратор и знал, что и как нужно делать. В итоге экспозиция выглядит достаточно прилично. Но самое главное, что и ребята приобщились к делу создания музея, ведь сопричастность — великая вещь, — говорит Владимир Никонов.
Часть средств на ремонт помещений удалось получить из госбюджета, община финансировала витрины, подесты и оформление экспозиции. И в мае 2009 года при большом стечении гостей музей был открыт. За три года в его книге отзывов появились записи едва ли не на всех европейских языках, и даже на китайском. Музей стал достопримечательностью Резекне, и его посещают практически все приезжающие в город серьезные делегации.