Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Сергей Николаев
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Ина Ошкая
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

На выпускном экзамене по физике в Рижской городской русской средней школе, 1927 год

На выпускном экзамене по физике в Рижской городской русской средней школе, 1927 год

УЛИЦА МИЕРА В РИГЕ

Ольга Дорофеева

Улица Миера находится в центре Риги и, словно маленький осколок зеркала, отражает историю города за последние 200 лет.

 По ней можно проехать трамваем № 11, а можно, если позволит погода, пройти пешком. Тем более, что улица недлинная –чуть больше двух километров. Пройти спокойно и с удовольствием рассматривая дома, построенные в разные эпохи. В основном они относятся к так называемой фасадной архитектуре. Когда-то считалось, что именно фасад должен быть обязательно привлекательным, а помещения в доме могли быть разными, в том числе и некрасивыми. Окна спален и кухонь имели плохое освещение потому что выходили во дворы-колодцы, а через окна парадных комнат света у жильцов было больше потому что выходили эти окна на улицу. Среди пяти-шестиэтажных домов на Миера иногда попадаются одно и двухэтажные деревянные дома сомнительной культурной ценности и в довольно проблематичном состоянии. Прогулку можно начать от Бривибас, точнее от оживленного перекрестка улиц Шарлотес, Матиса и Бривибас.  10 лет тому назад улица Миера  начиналась здесь известной на  весь город булочной. Ее ароматы дразнили и манили жителей из разных концов города. Булочной больше нет, и доманет. На его месте должно появится  другая постройка в стиле, напоминающем стиль ар деко, что был так популярен между Первой и Второй мировой войнами, в эпоху Первой независимости Латвии. А пока работают над проектом нового здания,  этот треугольник земли облепили, словно разноцветные жуки, автомобили. На улице Миера находятся знаковые дома для многих рижан – роддом и шоколадная фабрика «Лайма».Здесь у многих  наверняка личные воспоминания и о роддоме и о былых экскурсиях на сладкое производство. Это такая общая память города.

200 лет тому назад здесь была окраина Петербургского предместья . И на месте нынешней улицы Миера была дорога  к городским кладбищам.

Нынешнее название улицы появится в 1846 году. В переводе означает Мирная. Но это  не мир в смысле отсутствия войны .Название от слова, означающего покой.

В первой половине 19 века улицу  застроили деревянными одно и двухэтажными домами. До наших дней их дожило немного, назвать их красивыми трудно. Многоэтажные каменные дома с разнообразными фасадами, в верхних этажах часто украшенные скульптурным декором появились здесь в начале 20 века. Особенно интенсивно улица застраивалась накануне Первой мировой войны. По счастью и в Первую и во Вторую мировые войны улица не пострадала. Здесь селились не аристократы, а буржуа и горожане сословий попроще. Но проектировали дома для этой улицы очень известные в свое время рижские архитекторы. Почти все они учились не только в Риге, но и в других крупных учебных центрах Европы и России. Дом №2, например, построен по проекту архитектора Герхарда фон Тизенгаузена , представителя старинного рижского рода. Рядом -  дом №4 по проекту знаменитого латышского архитектора Эйжена Лаубе. А дома № 10, 17, 19 – по проекту Яниса Алксниса, приверженца национального направления в  стиле модерн или как говорим в Риге  в югендстиле. Не возможно не обратить внимания на дом №5. Его фасад выделяется из общей застройки  монументальными объемами, сочетаниями округлых и прямоугольных форм. У него  почти нет орнаментального декора. Специалисты утверждают, что здание напоминают голландские постройки начала 20-х годов 20 века. А этот дом построен в 1912 году по проекту Александра Шмелинга, сына известного рижского архитектора Рейнгольда Шмелинга. Папа  проектировал общественные здания, в основном школы. Александр Шмелинг, освоив архитектурную науку  в Петербурге и Берлине, построил в Риге около 20 многоэтажных жилых домов. По его проекту был построен купеческий дом «Улей». Мы знаем это здание как Русский театр имени Михаила Чехова.

 С 1773 года по этой улице, а правильнее сказать  старинной дороге, стали отвозить умерших горожан на новые кладбища. Они возникли здесь  по высочайшему повелению российской императрицы Екатерины  Второй во время разразившейся чумы. До 1773 года рижан хоронили на территории нынешнего Старого города. Тех , кто был победнее -  у церкви, а тех , кто побогаче – в церквях. Из санитарных соображений Екатерина Вторая запретила хоронить в городе.  И на окраине Петербургского предместья возникли далеко от города-крепости новые городские кладбища – Большое, Покровское и Яковлевское.  С 1967 года все три кладбища долгое время именовали общим именем Большим кладбищем. «Lieli kapi». Был проект создания мемориального парка на месте старинных кладбищ. Здесь находятся уникальные памятники рижской культуры. Это место  одно из самых значимых для нашей общей истории, для нашей памяти на улице Миера. Если вы решите прогуляться здесь, то было бы очень хорошо перед прогулкой хотя бы пролистать замечательную книгу «Покровское кладбище. Слава и забвение». Ее составители- две Светланы, самоотверженно любящие город - Светлана Видякина и Светлана Ковальчук. Они воскрешают в памяти сотни достойных имен горожан разных национальностей, объединенных принадлежностью к одной вере, к православию. Это священнослужители, купцы, деятели культуры и науки. Личности, забытые в лихолетье, а многие памятники им с равнодушной жестокостью глупости были разрушены . В книге о Покровском кладбище в одной из статей Леонид Ленц цитирует слова знаменитого русского автора Носика о русском некрополе в Париже « Прогулка по кладбищу и встречи с именами, в той или иной степени знакомыми или незнакомыми вызывают у нас чаще мысли не о смерти, а воспоминания о жизни,  о чужих жизнях и о своей жизни» и дальше цитата французского журналиста Мишеля Данселя  « Кладбище – это перепутье для размышлений, наилучший уголок для прогулок, в ходе которых можно мысленно плести над чужими могилами узорное кружево собственной жизни».

В противоположной стороне от старинных кладбищ в створе улиц Миера и Зирню просматривается новый 21 век, то есть новые  современные дома.  Один из них получил название «шоколадки». Благодаря цвету и форме стеклянных плоскостей фасада, напоминающего шоколадные плитки. Это жилой дом  с помещениями для магазинов на первом этаже. Проектировали его известные современные архитекторы-рижане из бюро «Силс, Заберс и Клява». Здание благодаря необычному внешнему виду стало ориентиром в этой местности. Специалисты причисляют его к лучшим постройкам в Латвии в последние  годы, и полагают, что оно станет хрестоматийным примером рижской архитектуры в будущем. Посмотрите сами. Может ваше суждение будет таким же , а может и нет. За «шоколадкой» виднеется архитектурный колосс сталинского времени – многоквартирный блок- дом, построенный по проекту архитектора Владимира  Бродского. А за ним в продолжение улицы Сканстес строящиеся высотки будущего делового центра Риги. Вот так  вроде бы незаметно меняется Рига. Меняемся мы с вами. А гуляя по городу оставляем в нашей памяти некие закладки, иногда располагающие к размышлению  и осмыслению жизни нашей.

Всем познавательной прогулки по улице Миера.