Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Татьяна Колосова
Андрей Колесников (Россия)
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Марина Костенецкая
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Профессор Синайский с дочерью Наталией

Профессор Синайский с дочерью Наталией

Как пушки били — музы не молчали

Наталья Лебедева

«Ves.LV»  

30 декабря 2011 («Вести Сегодня» № 196)

Пушкинское общество Латвии только что выпустило уникальный памятный календарь под названием "К 200–летию Отечественной войны 1812 года. Герои 1812 года — наши земляки. 1812–2012".

Красочное издание открывают слова: "Отечественная война 1812 года — ярчайшая героическая страница в истории России. В те времена земли современной Латвии являлись частью Российской империи, так что 1812 год для Курляндии и Лифляндии был отнюдь не спокойным. Эти территории в планах Наполеона имели важное стратегическое значение. Недаром первые бои начались уже в июне 1812 года, когда к Динабургу (Даугавпилсу) подошли части французов, главной задачей которых было продвижение к столице России — Санкт–Петербургу. По планам Наполеона, война должна была закончиться быстрой победой с помощью решительного разгрома российской армии в генеральном сражении: "Я иду в Москву и в одно или два сражения все кончу. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце". Ригу французский император пообещал передать Пруссии…". 

В память о героях 1812 года в Зимнем дворце в Санкт–Петербурге была создана Военная галерея, для которой английский художник Доу и его помощники написали 333 портрета военачальников русской армии–победительницы. В их числе три десятка портретов генералов — выходцев из Лифляндии и Курляндии, а также двадцать портретов генералов — выходцев из Эстляндии. 

Живот за Отечество положившие… 

Несколько проникновенных страниц календаря посвящены нашим землякам — генералу Якову Петровичу Кульневу и генералу–фельдмаршалу Михаилу Богдановичу Барклаю–де–Толли, Бородинской битве и генералу–фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Голенищеву–Кутузову–Смоленскому.

Кутузов тоже бывал и даже служил в наши краях — в детстве он в течение года (1758–1759) жил в Риге со своим отцом Илларионом Матвеевичем, российским военным инженером, и усердно готовился к поступлению в Инженерную школу. Весной 1762–го был в Эстляндии — в замке на ревельском Вышгороде генерал–губернатор Ревеля, принц Гольштейн–Бекский, принял молодого поручика Кутузова к себе адъютантом и назначил управляющим канцелярией. А в 1799–м он бывал в Риге, уже будучи генерал–поручиком, назначенным к ревельскому и рижскому генерал–губернатору Н. В. Репнину.

Тогда Кутузову–отцу и в голову не могло прийти, что у знаменитого моста, который он построил в Санкт–Петербурге у Казанского собора, будет стоять памятник его сыну и напротив — Барклаю–де–Толли! 

Большие портреты еще 28 лифляндских генералов–героев украшают это памятное издание — генерал–майоров Кнорринга и Ренни, Эссена и Будберга, оставили свой след не только в истории войны 1812–го генералы Петр Петрович Пален и Александр Христофорович Бенкендорф. И многие другие. 

— Мы посчитали нужным поместить в календаре все эти большие цветные портреты генералов–героев, георгиевских кавалеров, — говорит один из его составителей, сопредседатель Пушкинского общества Латвии Светлана Видякина. — Это далеко не все! И так верстка и дизайн были очень сложными. Вита Матисон, замечательный дизайнер, составлявший еще выставку "Русские в Латвии", постаралась на славу! 

Посмотрите на лица — генералы все были не русского происхождения, но как они сражались за свое Российское Отечество! Некоторые похоронены и на нашей земле — в Риге, Елгаве (Митаве).

Барклай и Рига

2011–й отмечен знаменательной датой — 250–летием Барклая–де–Толли. В своих послужных списках он писал, что родился в Риге. К 100–летию победы над Наполеоном решением городской управы полководцу было присвоено звание почетного гражданина Риги. 

Барклая–де–Толли отстранили в 1812 году от командования армией, которое принял на себя Кутузов. Так вот все историки сходятся в том, что Кутузов взял принят на вооружение стратегический план разгрома Наполеона, выработанный Барклаем. Война потом пошла в Европу, и начались заграничные, европейские походы русской армии 1813–14 годов — в битве народов под Лейпцигом принимали участие наши земляки. 

О Муза, расскажи, как Кульнев воевал! 

Мы считаем, что имя уроженца Лудзы, генерала Якова Кульнева, несправедливо забыто. Не только школьники его не знают, но и многим взрослым латвийцам неведомо, что был такой легендарный герой. Денис Давыдов писал о Кульневе: "Он был таким, каким мы представляем себе россиян того времени, когда все их обещания, все клятвы скреплялись одним словом: "Да будет мне стыдно!", а соблюдались не от страха законов, а от страха упреков собственной совести".

Кульнев был первым генералом 1812 года, сложившим голову на этой войне, в августе 1812–го. Лихой кавалерист, гусар. Настоящая слава пришла к нему еще в Русско–шведской войне в 1808–1809–х в сражениях при Сальми, Куортане и Оравайсе в Финляндии. Кульнев сумел завоевать признательность финнов своим гуманным отношением к пленным и местному населению. 

Осуществив фантастический переход через Аландские острова к берегам Швеции, был награжден императором Александром I орденом Св. Анны 1–й степени со словами: "Благодарю тебя, Кульнев, не только за службу, но и за то, что ты сделал для мирного населения". Его не зря называли Дон Кихотом. Кульневу посвящали свои стихи не только Пушкин, Жуковский и Денис Давыдов, но и шведско–финский классик Иоганн Рунеберг. Поэт побежденного народа посвящает стихи завоевателю!.. 

А когда погиб Яков Петрович, в Большом театре шла опера "Старинные святки". Певица Сандунова, закончив арию "Слава Богу на Небе, слава!", подошла к рампе и пропела: "Слава храброму генералу Кульневу, положившему живот свой за Отечество, слава!" И весь театр встал, зрители залились слезами… Кульнев принес первые победы в 1812–м. 

Похоронен он под Лудзой в усыпальнице у церкви Иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость". К усыпальнице архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн Поммер ходил крестным ходом. И говорил после заупокойной литии по генералу: "Здесь, у этой могилы, нужно учиться, как любить свое Отечество". И Наполеон писал в Париж: "Вчера убит Кульнев, лучший генерал русской кавалерии…" 

Память потомков 

Пушкинское общество взяло на себя инициативу совместно с Ингой Прикуле, директором Краеведческого музея Лудзы, где есть мемориальная комната Кульнева, установить бронзовый бюст генерала на колонне. Пушкинское общество решило выпустить этот календарь еще и потому, что именно Пушкин воспел генералов–героев 1812 года — и Барклая–де–Толли, и Якова Кульнева, который послужил прообразом его Дубровского. 

А к 150–летию Пушкина, в 1949–м, в Военной галерее Зимнего дворца была установлена мраморная доска со строками его стихотворения "Полководец" — "У русского царя в чертогах есть палата…". Он еще подростком провожал русскую армию на войну — войска шли мимо Царскосельского лицея, и одно из первых своих стихотворений посвятил им: "Вы помните — текла за ратью рать, со старшими мы братьями прощались и в сень наук с досадой возвращались…" 

В Манифесте Александра I, который подзабыт сегодня, он повелевал: "Декабря 25, день Рождества Христова, да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков". 

В Москве в 1912 году был построен в честь 100–летия победы храм Христа Спасителя, в Санкт–Петербурге возведена колонна Победы. Освященный в 1811–м Казанский собор в 1813 году приобрел значение памятника русской воинской славы. Здесь был похоронен Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. 

А в Риге в честь победы 1812 года были сооружены Александровские ворота, колонна Победы и храм Святого благоверного князя Александра Невского. 

Из московского юбилейного комитета по празднованию 200–летия войны прислали нам письмо: "Считаем делом чести помочь восстановить памятный знак легендарному гусару Якову Кульневу". Им тоже очень понравился наш календарь! Спасибо посольству России, поддержавшему выпуск.

 

"Вести Сегодня", № 196.