Большая перемена
Дмитрий Март
11.04.2013
Школа сегодня уже не та, что была вчера. Школьным психологам приходится работать не только с учениками, но и с учителями
Комитет по социальным вопросам Рижской думы разработал проект «Здоровый рижанин в здоровой Риге», к которому уже подключилось несколько ведущих столичных учебных заведений, в том числе 80–я рижская средняя школа в Пурвциемсе, которую посещает 700 ребят. «Вести Сегодня» решила побеседовать с ее директором Анной Владовой. Как понятно из названия проекта, его цель заключается в том, чтобы подрастающее поколение вело здоровый образ жизни. Вопрос в том, каким образом этого добиться? Ведь на дворе демократия, так что попробуй–ка молодежь заставить что–либо сделать…
— Да, современная школа сильно отличается от прежней, — отметила Анна Гурьевна. — Изменился и педагогический состав. Сейчас у нас работают не только учителя, но и различные специалисты. Скажем, психологи занимаются улучшением психо–эмоционального климата. Они наблюдают за тем, как складываются отношения между детьми в классе, отношения учеников с родителями, отношения между родителями и учителями, а также учителями и детьми. Это большой круг вопросов, каждый из которых требует своего деликатного подхода. А всего в нашем коллективе 63 педагога.
— Говорят, ученики сегодня тоже не такие, как прежде…
— Так оно и есть. Прежде всего они четко знают свои права. И в случае чего сразу начинают возмущаться. Так что попробуйте–ка что–то нарушить! Возьмем питание в столовой. Все знают, что оно должно быть полноценным, сбалансированным и пр. От нас требуют, чтобы в еде содержались всевозможные полезные вещества, в том числе влияющие на рост и вес. Чипсы, кола, фанта, спрайт и прочие вредные продукты категорически запрещены. Зато приветствуются овощи и фрукты. А если чего–то не будет хватать, сразу посыплются жалобы. Родители тоже сильно изменились. Они думают в первую очередь о том, что им нужно.
Многие считают, что школа им только должна. Уровень демократии сегодня такой, что от нас постоянно что–то требуют. Конечно, мы не можем игнорировать эти запросы. Если говорить о проекте «Здоровый рижанин в здоровой Риге», то, я думаю, здоровый ученик начинается со здоровых родителей. Мы уже провели для пап и мам познавательную лекцию «Психо–эмоциональный фон в семье». Разбирали конкретные примеры агрессии, которые возникают дома. Специалисты предлагали различные методы выхода из кризисных ситуаций. Профессиональный психотерапевт давал свои рецепты. В общем, предложили родителям свои услуги.
— А у вас много проблемных детей?
— Даже в самой хорошей школе учатся дети с проблемами, которым необходима помощь. Наши психологи тоже постоянно работают с такими ребятами.
— Это правда, что сегодня классные руководители по домам больше не ходят? Помню, как я жутко боялся таких визитов!
— Некоторые и сейчас приходят домой, чтобы выяснить обстановку на месте. Но чем больше с учеником и семьей работают специалистов, тем лучше. В целом, на мой взгляд, классным руководителям лучше больше заниматься непосредственно своими делами. Они должны создавать микроклимат в классе, отслеживать успеваемость, проводить экскурсии и организовывать внеклассные мероприятия.
— Вот вы сказали, что изменилось ученики и родители, а учителя?
— Конечно, они тоже уже другие. К сожалению, авторитет школы чрезвычайно упал. Престиж учительской профессии крайне низок. Сейчас молодых кадров днем с огнем не сыскать. А с теми, кто все же приходит к нам (причем с высшим педагогическим образованием!), приходится еще ох как много работать.
— Чего им, молодым кадрам, не хватает в первую очередь?
— Прежде всего навыков общения с детьми. На протяжении нескольких лет они получали теоретические знания, которые порой весьма далеки от практики.
Кое–кто попросту шарахается от учеников. Другие искренне считают, что если повысить в классе голос, то сразу, как по мановению волшебной палочки, наступит тишина. И только со временем до молодого педагога доходит, что на детей кричать категорически нельзя. Потому что наступает обратная реакция. Учитель, который эмоционально срывается, быстро теряет авторитет. С другой стороны, с современными школьниками не каждый сможет держать себя в руках. Так что с учителями психологам тоже приходится работать.
— Я слышал, что в некоторых школах ученики запросто могут послать бедного учителя куда подальше. В общем, на три известные буквы…
— Увы, уровень агрессии в современных школах чрезвычайно высокий. Но дети не с Луны же свалились. Они растут в нашем с вами обществе. С теми, кто любит нецензурно выражаться, психологи тоже работают. Агрессия не может возникнуть на пустом месте. В любой конфликте часто виноваты обе стороны. Как говорится, нет дыма без огня. Кстати, замечу, что программа «Здоровый рижанин в здоровой Риге» относится не только к еде или к физкультуре, но и к другим сторонам жизни. Здоровый человек не станет проявлять агрессию. Так что тут важен комплексный и всесторонний подход.
Понятное дело, в школах должны действовать предельно осторожно. Чтобы выяснить потребности учеников, а также их родителей, мы даже раздали анкеты с просьбой написать, чего именно им не хватает. А в начале апреля специалисты проведут психологические игры для учеников средних классов. Мы хотим выявить, какие существуют скрытые проблемы. Потом с учителями устроим «разбор полетов». Наша главная задача — чтобы ребенку в школьных стенах было комфортно. В общей своей массе, как мне кажется, ребятам у нас неплохо. Но мне и самой интересно узнать, над чем стоит дополнительно поработать, чтобы обстановка была еще более комфортной.
— Говорят, что многие старшеклассники уже обзаводятся семьями…
— Так ведь сегодня им приходится учится не десять, а двенадцать лет. Некоторым выпускникам уже девятнадцать, а то и все двадцать лет. Так что они давным–давно зрелые. Бывали случаи, когда совершеннолетние девушки заканчивали учебу с младенцами на руках. А что мы с этим можем поделать? Они ведь уже взрослые. Многие наши ребята зарабатывают уже начиная с десятого класса. Параллельно с учебой трудятся в ресторанах, в торговых сетях, еще где–то. Кто–то хочет иметь свои деньги на карманные расходы, а кто–то помогает родителям, которым сегодня нелегко свести концы с концами.