Латышский как камень преткновения
Дмитрий Март
Вести Сегодня, 20.06.2013
Потомственной гражданке Латвии, староверке, чиновники Управления по делам гражданства и миграции указали на дверь
67–летняя Валентина Олешкевич родилась и выросла в единой советской стране. Когда вышла замуж, переехала на Украину, в Крым. Оставшись же одна (муж умер), она продала квартиру и в 2008 году вернулась в Ригу — здесь у нее живет дочь, Елена Олешкевич, работающая бухгалтером. Когда прошли положенные пять лет, Валентина подала документы в Управление по делам гражданства и миграции, чтобы ей предоставили постоянный вид на жительство в Латвии. Ведь ее предки–староверы поселились здесь еще в царские времена. Есть документы, подтверждающие, что они жили на территории современной Латвии и в XIX, и в XX веке.
Родители Валентины были гражданами довоенной Латвии. Они похоронены на кладбище в Резекненском крае. В общем, с точки зрения законов, существующих в нынешней Латвии, Валентина вернулась на свою историческую родину. Власти республики говорят, что они только приветствуют тех граждан, а также их потомков, кто вспомнил о родной сторонушке. Однако чиновники Управления гражданства и иммиграции сразу жестко заявили русской посетительнице, что она сначала должна сдать государственный экзамен по латышскому языку. И тут вышла загвоздка. За минувшее время потомственная гражданка ЛР его основательно подзабыла. К тому же у нее неважно со здоровьем. И это еще мягко сказано.
Валентина перенесла инфаркт и несколько микроинсультов. Да и возраст тоже дает о себе знать. Врач–реабилитолог Гунта Озолиня выдала ей справку о том, что пенсионерка не в состоянии сдать экзамен по латышскому. Увы, документ не убедил чиновников. По сути, несчастной пожилой женщине указали на дверь. И это после пяти лет проживания в Риге. В документе, подписанном заместителем начальника PMLP Майрой Розе, даже говорилось о том, что Валентина обязана покинуть Латвию в течение 45 дней, поскольку не сдала экзамен по латышскому. Ну а медицинская справка — это, мол, вовсе не основание для освобождения от проверки знания госязыка в полном объеме. В общем, чиновники жестко дали понять, что без латышского Валентине Олешкевич не видать постоянного вида на жительство.
От переживаний несчастная пенсионерка попала в Рижскую психиатрическую больницу. После чего была представлена уже вторая справка, в том числе и на основании диагноза, поставленного психиатрами. Но и это не помогло. В инспекции здравоохранения минздрава, куда Валентина обратилась за помощью, порекомендовали пройти дополнительное обследование, а затем снова обратиться к врачу–реабилитологу. После чего была получена третья справка от доктора Гуны Витолини о том, что пациентка по состоянию здоровья не в состоянии сдать экзамен по латышскому в полном объеме. Врач отметила, что Валентина Олешкевич прошла все необходимые медицинские тесты, ей действительно трудно выучить язык на необходимом уровне.
13 июня Управление по делам гражданства и миграции ЛР приняло решение продлить рассмотрение дела на четыре месяца, то есть до 14 октября, чтобы «добыть дополнительную информацию». Таким образом пытка для потомственной староверки и гражданки Латвии снова продлена.
«Мое здоровье окончательно подорвано. Нет больше сил терпеть все эти издевательства. В анкете при подаче документов в посольство Украины в Латвии указана цель моего приезда — возвращение на родину. Ехать мне сейчас некуда. В моем украинском паспорте стоит штамп, что я выбыла в Латвию на постоянное место жительство. Украина прекратила выплачивать мне пенсию», — ответила Валентина Олешкевич.
— Моя мама постоянно плачет! — сказала «Вести Сегодня» ее дочь Елена Олешкевич. — Я не могу понять, почему чиновники Управления по делам гражданства и миграции не хотят, чтобы мама жила со мной? Чем она им мешает? Неужели знание латышского выше прав человека? Согласно законам ЛР человек освобождается от экзамена по госязыку, если есть справка от врача. А у мамы их уже целых три! Получается, безжалостным чиновникам все равно, что одинокая пожилая женщина покинет Латвию без кола без двора. На Украине, а конкретно в Крыму, где она жила, у нее никого нет. Она там тоже никому не нужна. Парадокс в том, что сама я гражданка Латвии, получила гражданство именно на том основании, что моя мама — потомственная гражданка!
На защиту Валентины Олешкевич встали и ее одноклассники из 27–й рижской средней школы. Особенно возмущается Лидия Демченко. «Мы с Валентиной учились вместе с первого класса. Я тоже староверка. Считаю так: если человек решил вернуться на свою историческую родину, то это нужно приветствовать, а не ставить палки в колеса. Ведь численность населения Латвии только уменьшается. Для любого человека земля предков — это святое. Мы все уже старые люди. Нам важно после смерти лечь рядом с родителями. К сожалению, сейчас одноклассники уже не знают, к кому обратиться, чтобы помочь Вале. Она сейчас в таком тяжелом состоянии, что может и не дожить до решения. Это нас особенно сильно волнует», — посетовала Лидия Васильевна.
Судя по «расторопности», с которой действуют работники Управления по делам гражданства и миграции, в таком подвешенном состоянии Валентина Олешкевич может находиться еще долго. Время летит быстро. У ее друзей и знакомых даже закрадывается крамольная мысль: можеть, чиновники попросту ждут, когда она умрет? Как говорится, нет человека — нет проблемы, и вопрос решится сам собой. «Я очень надеюсь, что мама проживет еще долго. Ведь иначе я ее официально не смогу… похоронить. Без постоянного вида на жительства ей не полагается даже место на кладбище. Согласитесь, ситуация совершенно абсурдная», — говорит дочь Елена.