Проигравших просят потерпеть
Наталья Лебедева
Вести Сегодня, 30.10.2013
Почему Европа не замечает проблемы русских в Латвии
Немецкий журналист–международник, научный директор Германо–российского форума Александр Рар был участником прошедшего на днях Балтийского форума. Интервью с ним «Вести Сегодня» начала с сакраментального вопроса.
— Скажите, Александр, почему же донельзя политкорректная Европа вот уже больше 20 лет в упор не замечает неравенства и сегрегации жителей Латвии?
— Что сегодня определяет политику? В первую очередь медийное пространство — что оно называет хорошим или плохим. Какие стереотипы бытуют последние 20 лет в этой медийной картинке? Злой Советский Союз, который угнетал половину земного шара, и свободный Запад, который бился с этим Союзом за правду. Плохой проиграл, хороший выиграл. Те, кто был на стороне хороших парней, должны поощряться. А те, кто выражает свои симпатии к плохим, автоматически к ним причисляются.
Вопрос об ущемлении прав русскоязычных в Прибалтике все равно поднимается, о нем говорят и в прессе, и в политике. Я бы не сказал, что это проблема совсем уж замалчивается. Но все эти мнения перечеркиваются тем самым стереотипом: мол, прибалты все эти десятилетия страдали под советским гнетом, их инкорпорировали в Союз, ссылали в Сибирь. Да, они сейчас немного отыгрываются, но это с исторической точки зрения можно понять. Ведь когда сербов гонят из Косово, их тоже мало кто защищает. Меньшинствам, которые как бы проиграли холодную войну, не дадут быстро попасть на сторону победителей.
У нас считают, что именно Запад смог приостановить в бывшей Югославии жуткую войну и обеспечить стабильность в Европе. А без вмешательства НАТО в югославские дела это, мол, было бы невозможно. Вы можете до хрипоты доказывать обратное, но 90% европейцев верят именно в эту версию.
И насчет русских Прибалтики — существует такое «зацементированное» мнение: эти люди чисто по экономическим причинам не вернулись в Россию. Да, в Балтии определенные трудности есть, зато эти люди живут в ЕС и в Россию возвращаться не хотят. Значит, им нужно становиться европейцами. А европейская идентичность у них появится через полную адаптацию в местном обществе. Европа боится усиления роли России в ваших краях, боится создания пятой колонны.
— При этом у нас говорят, что Германии сегодня требуются 4 млн. рабочих рук. Ясно, что латвийцы активного возраста будут еще более активно уезжать отсюда…
— У нас в Европе создается общее европейское экономическое пространство. Испания же не возмущается, что немцы сейчас приглашают несколько миллионов молодых безработных работать в Германию. Они быстро учат язык, но не собираются оставаться у нас навсегда. Перезимуют в благополучной Германии и вернутся домой.
Только, пожалуйста, правильно меня поймите — Прибалтика могла бы стать просто раем для европейских пенсионеров. Если у зажиточных пенсионеров хорошая пенсия, они могли бы ее у вас тратить, ее бы частично можно было бы облагать налогами. Многие немецкие пенсионеры уезжают сегодня жить в Испанию, на юг Италии.
Мы постепенно движемся к единению Европы. Хотя многие говорят о развале ЕС, я пока этого не вижу. Если он и произойдет, то скорее водораздел пройдет по северу–югу, и Балтия останется с Германией, Польшей и странами Бенилюкса. На жизни нашего поколения развала точно не произойдет.