«Желаю вам жить в радости!..»
Наталья Лебедева
02.05.2013
С митрополитом Рижским и всея Латвии Александром мы встретились на Страстной неделе…
Это самое сложное и ответственное время Великого поста, когда православные должны как следует подготовиться к своему главному празднику — «торжеству из торжеств», как называет его святой Иоанн Златоуст, — Воскресению Христову, Пасхе.
— Что ожидает нас, владыка, в последние дни Великого поста?
— Вся Страстная неделя очень важна. Но особые дни — Великий четверг и Великая пятница. Сегодня, в Великий четверг, церковь вспоминает установление таинства Святой евхаристии, причащения. Именно в этот вечер Иисус Христос положил начало этому таинству, которое совершил сам.
Последняя жертва
Трапеза с учениками не была простым ужином. Это было мистическое событие — соучастие человека в Тайной вечере Господней. И здесь Господь призвал все человечество участвовать в мистической тайне евхаристии. Христос помолился, благословил хлеб и сказал: «Сие есть Тело Мое. И кто будет его есть, будет иметь жизнь вечную». А, благословив вино, сказал: «Сие есть Кровь Моя, за вас и за всех изливаемая. И кто будет ее пить, будет иметь жизнь вечную».
Не правда ли, странно, грубо и даже страшно звучит, как это — «пить Мою Кровь»? Но в том–то и дело, что до Христа существовала традиция кровавого жертвоприношения — у иудеев были жертвенные тельцы.
А с момента Тайной вечери прекращаются всякие кровавые жертвы. Спаситель совершит перед своим Воскресением одну жертву, последнюю, настоящую, истинную — и этой жертвы будет достаточно, чтобы спасти всех нас. Но в этой жертве каждый из нас должен принять участие. Не в кровавой, не в страшной — а принять Его Тело и Кровь. Церковь — это тоже мистическое Тело Христово. Причащаясь, мы приобщаемся ко Христу. Дух Святой по молитвам священников сходит на хлеб и вино, превращая их в Тело и Кровь Христову.
Тайны и видения
Но были случаи, когда люди, пришедшие в церковь, не верили, что это действительно Тело и Кровь Христа. Святой Василий Великий описывает случай, когда одна знатная дама, аристократка, вроде и верующей себя называла, а в церкви, когда вынесли чашу с причастием, возразила: «Ну какие же это Тело и Кровь Христовы? Это хлеб и вино».
И священник снова вернулся в алтарь, поставил на престол Святые Дары и опять стал усердно молиться. И вдруг видит, что на дискосе (блюдо на ножке для литургии. — Н. Л.) лежит кусок человечьего мяса. Он вышел из алтаря и показывает даме: «Ну, теперь вы будете причащаться?..» Она в ужасе отпрянула и потеряла сознание. До нее наконец–то дошло, что она ТРЕБОВАЛА у самого Бога показать ей великую тайну.
Это тайна, неподвластная уму и математике. «Кто не будет причащаться Моего Тела и Крови, не спасется», — сказал Господь. Утренняя служба в церкви посвящена установлению Христом таинства причащения, а вечерня — Страстям Христовым. После суда Господь предан на распятие — посреди храма стоит большое распятие и читается 12 Страстных Евангелий. Каждое сопровождается ударами большого колокола столько раз, какое по счету Евангелие читается.
Господь распинается нашими грехами, и если сегодня мы грешим, то каждый раз распинаем Его вновь… На кресте Его держат не гвозди, а наши грехи. А он пришел в мир, чтобы избавить человека от греха и смерти, спасти его.
Он принял человеческий облик, умер на кресте и воскрес тоже в теле. Так и мы все воскреснем телесно — но преображенными, обновленными. Всем будет по 33 года, не будет ни калек, ни увечных, ни стариков — все будем молодые, красивые!
Одному нашему священнику было видение — моя мама, которой не стало в декабре в возрасте 97 лет, показалась ему у святых образов цветущей, счастливой, молодой. Он совершал вечернюю молитву и вдруг увидел сквозь дымку иконы и крест — значит, видение не от беса! — а потом показалось мамино молодое лицо. Счастье сияло на ее лице — но какое–то неземное, а голубой головной платочек весь сверкал, как нимб. Она смотрела на батюшку, а он — на нее. Он говорит, что ощутил такое счастье и радость, каких никогда в жизни не испытывал. А потом стал плакать от полноты чувств. Видение длилось несколько минут и исчезло…
Великая пятница — день строжайшего поста. В прежние времена никто вообще не ел в этот день. Даже литургия не служится, потому что это страшный и печальный день, когда Спасителя погребают.
В два часа дня на середину храма выносится Святая плащаница, с которой позже, после молитв подле нее, обходят крестным ходом храм — совершается Чин погребения Спасителя.
А в Великую субботу с середины литургии священники уже переоблачаются в светлые одежды. Те нерадивые, кто не успел причаститься во время Великого поста, еще могут это сделать. В три часа во всех храмах уже начинается освящение куличей и пасх. Пасхальная радость близко!
В 11 вечера начинается Полунощница Великой субботы. Плащаница уносится в алтарь. Надеюсь, что и в этом, как и в прошлом году, к крестному ходу около полуночи у нас будет в соборе Рождества Христова Благодатный огонь из Иерусалима.
«Радость моя!»
— Владыка, хотелось бы, чтобы эта пасхальная радость всегда была с нами. Но человеку сегодня живется очень непросто. Чем ему утешаться, на что надеяться, как обрести прочную основу в жизни, чтобы не впадать в уныние от действительности?
— Давайте задумаемся — отчего приходит радость к человеку? Вспомним детство — мы радовались, когда приходит мама, когда дарят игрушки, когда нас приголубят.
Я всегда вспоминаю преподобного Серафима Саровского. Обращаясь к каждому, кто к нему приходил, он говорил: «Радость моя!» Откуда у этого немощного старца такая радость? Приходили к нему грешники, разбойники, негодяи, а он никому не говорил «Вот отсюда!». Потому что сам о себе думал, что великий грешник.
Каждый человек может быть радостью другому. Когда Робинзон увидел Пятницу, он воспылал огромной радостью. Он столько времени провел, не видя человеческого лица, а тут — человек! А вокруг нас море людей, а мы ходим злые, с перекошенными лицами, недовольные. И никого не любим.
Потому что когда мы уходим из детства, когда уже хлебнули житейского греха, суеты, приобщились к неправде, гордыне, злобе, ненависти, от нас радость уходит. И чем больше мы желаем этой радости, тем больше хотели бы получать ее только от других. Сами своих недостатков не замечаем, а от других ждем только радости!
Мы хотим, чтобы нам все улыбались, а сами ходим угрюмые. И точно так же наши сограждане. А возьмите святую Матрону Московскую! Слепое дитя, у которого умерли родители и которое братья выгнали из дому. Война, холод, голод… Какая тут радость? Но она никогда ни на кого не сердилась, а помогала всем людям — исцеляла, укрепляла, направляла, провидя будущее человека. А в послевоенной Москве ее не хотели держать на квартире, боясь ареста, и ей приходилось постоянно скитаться по разным углам.
Но, говорят, к ней приходил даже Сталин. Когда немцы стояли под Москвой, он советовался со святой, уезжать ли ему из столицы. «Оставишь Москву — проиграешь войну», — сказала святая старица.
Господь нам и дает порой испытания, чтобы мы осознавали, какая большая радость у нас была прежде. А если тяжесть жизни кажется невыносимой, чему радоваться? Тому, что есть Бог! Что он меня, ничтожного, грешного, падшего, унылого, окаянного, любит! И что я не пропаду, а буду вместе с ним. Великая надежда на жизнь вечную поддерживает и окрыляет. Эта вера, как и постоянная молитва, — огромный душевный труд. Но труд радостный.
И богатство радости не приносит. Человеку всегда кажется, что ему мало, сколько бы он ни накопил — от этого можно с ума сойти! А особенно когда внезапно потеряешь нажитое.
Вот моя мама никогда не носила украшений, спокойно проходила мимо ювелирного магазина, замечая только: «Все это пустое, сынок! Ничего этого не надо». Раздавала соседкам кофточки и платки, которые я ей привозил. Говорила, что главное — жить по вере и с чистой душой. Молитесь за своих мам, любите их!..
Человеку надо вкусить веру и понять, что Господь может все ему простить. И будет милостив к тебе — только ты Его не оставляй. Когда мы поем в церкви о «разбойнике благоразумном», распятом вместе со Христом, вспоминаем, что он даже не просил прощения у Господа, а только просил «вспомнить его в Царствии Небесном», поняв, кто перед ним и как ему далеко до Него. И Иисус Христос ответил ему: «Сегодня же будешь со мной в раю».
За эту бездну доверия и смирения Господь его простил. Если у человека будет такое смирение и доверие Богу, то он будет жить совсем по–другому.
Дорогих читателей вашей газеты от всей души, всерадостно поздравляю со спасительным Светлым Христовым Воскресением! Чтобы душа наша ликовала так, как радуется небо и земля, как ликуют ангелы. Пусть это ликование и радость войдет в наши сердца, потому что Пасха дает нам великую надежду, что мы воскреснем и будем жить вместе с Господом. Христос Воскресе!