«Пора начинать жить!»
Наталья Лебедева
Вести Сегодня, 25.07.2013
Глава Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1–го ранга запаса, экс–депутат Госдумы РФ 5–го созыва Михаил Ненашев уже много лет активно работает на ниве помощи соотечественникам и увековечения памяти великого русского писателя Валентина Пикуля.
Приехав в Ригу на празднование 85–летия Валентина Саввича, он недоумевал, сколько же властям нужно сроку, чтобы назвать в Риге улицу его именем:
— Он здесь жил, творил, все основные произведения написаны им здесь. 90–летие писателя предлагаю отметить на стадионе «Сконто», чтобы это стало главным событием и Латвии, и России. Это то, что послужит сближению наших народов.
В Латвии должно быть что–то свое, особенное. Не концерты этих «поющих трусов» устраивать в Юрмале, а показать, что в Латвии живут люди с мозгами, с интеллектом, которые понимают, что Пикуль — это новое гуманистическое направление в литературе, искусстве. Чтобы театры в Латвии ставили пьесы на основе его книг, а не изобретали некие абстрактные «ценности». Эти ценности уже есть — само творчество Пикуля. Я сегодня выступал в прямом эфире радио «Балтком» и обо всем этом говорил.
Еще 5–7 лет назад на чествовании писателя залы были далеко не так полны, а на этот раз Дом Москвы просто переполнен. А если бы президент Латвии пришел, вы не пробились бы в зал, столько челяди его бы сопровождало.
Веду работу с моряками и всегда говорю, что не надо по приказанию начальника любить того или иного деятеля. Ведь получается, что кругом одна неискренность, интрижка на интрижке — жизнь проходит, а вспомнить нечего. Пластмассовое какое–то существование. Но когда–то нужно начинать жить!
Первый памятник Пикулю поставили через 23 года после его смерти — ныне в Мурманске. Но в Латвии нет человека, равного по мировой известности Пикулю. Постепенно и латыши приходят к осознанию этого. Появилась мемориальная доска на доме, вышла маленькая тоненькая книжечка на латышском языке о писателе. Какого–то англичанина, немца с удовольствием в Латвии читают, а своего, который любил этот край и с любовью о нем писал, знать не хотят.
Но я верю, что они дозреют. Ведь латвийская молодежь сейчас едет на Запад и работает в прислугах. Разве слуга — это лучше, чем союзник, добрый сосед? Сегодня мне на радио задавали вопрос: а что вы думаете по поводу высказывания нашего министра обороны? Да в России даже не заметили, что он там сказал. Мы уже не реагируем и на то, что говорят в Америке!
Политика состоит и в том, чтобы распространять атмосферу дружбы, доброго влияния на людей, живущих рядом. Не надо ломиться в открытую дверь!
Наше Общероссийское движение поддержки флота работает на распространение национальной морской философии, флотского мировоззрения, потому что ни в одну минуту люди становятся капитанами, морскими инженерами, конструкторами судов. Это должно вызревать со школы, детсада. Этими идеями нужно «напитывать» общество — как это делал Валентин Пикуль.
Ведь наше движение — это не просто рубль лишний дать ветерану флота, но это целый комплекс действий. Здесь и развитие водных видов спорта, путешествия, регаты, морской туризм — вот есть предложения по Северному морскому пути организовать туры.
Мы организовали установку памятника Пикулю в Мурманске — три года на это работали, ни государство, ни чиновники тут не играли первой скрипки. Хороший получился монумент! И таких примеров немало.
Когда я был депутатом Госдумы РФ, получал наказы от живущих здесь соотечественников, и мне удалось в российском Законе о соотечественниках провести те вопросы, которые беспокоили людей. Конечно, еще предстоит работа — людям нужно и пенсии платить, и поддержку настоящую оказывать. Ту, которую может оказывать страна с большими ресурсами — как Россия.
Вот я был в Риге два года назад на выставке, посвященной Великой Отечественной войне. Ко мне подходили пожилые латыши и говорили, мол, почему только о русских говорят, что они освобождали Латвию, — мы ведь тоже освобождали. Правда, 20 лет назад они вслух боялись об этом сказать…
Если бы миллион российских латышей не имели гражданства, как бы злопыхал мир на эту тему! А здесь почти полмиллиона наших бывших соотечественников по большой стране лишены прав — и как будто бы все нормально — по двойным стандартам Европы.
Но это положение закончится — я знаю. У нас соседи — от Китая до Ближнего Востока, нам есть с кем дружить. Латвия должна бы радоваться нашему соседству. А Россия все больше будет выстраивать свою внешнюю политику с учетом положения соотечественников. Но зачем жить в напряжении, если можно — в добрососедстве? И я вижу признаки того, что это будет — ведь столько пройдено вместе! Мы говорим о гуманизме XXI века — а тут такое «отсталое», нецивилизованное положение! И латышу живется здесь несладко — посмотрите на цены, а еще неизвестно, что будет со вступлением в зону евро.
Мы и о Пикуле говорим сегодня как об общей истории. Латвия, Рига создавали Пикулю условия для творчества — и мы этого не забываем. Но мы бы хотели, чтобы у людей было здесь больше самоуважения. В Североморске, Балтийске и других городах есть улицы имени Пикуля — а у вас нет.
Даже на 1–м Лесном кладбище, где упокоился великий писатель, он поначалу не значился в списке выдающихся личностей, который можно увидеть при входе. Десять лет назад этого еще не было, но потом мы добились внесения его имени в список.
Проекты, которые мы здесь задумали, будут реализовываться в атмосфере блага, добра. Взять хотя бы международную парусную регату — ведь парусный флот и зародился в северных морях. Почему бы нам не объединиться в добром соревновании?