«Мы пели в кабинете Улманиса»
Наталья Лебедева
Вести Сегодня, 28.10.2013
Молодежному хору «Акколада» — 25 лет
Прославленный детско–юношеский хор Дворца школьников «Акколада» по случаю своего 25–летия дал два больших юбилейных концерта в Риге. Все эти годы хором неизменно руководит Оксана Черкасова. Мы всегда были неравнодушны к этому коллективу, с пристрастием следили за его успехами и творческим ростом, не раз писали о нем еще в «Молодежке». А ныне мы с Оксаной вспоминаем, как зарождался этот коллектив, что было у его истоков.
— Я была в то время студенткой хородирижерского отделения консерватории, и мой профессор Янис Думиньш предложил мне начать работать с детским хором рижского Дворца пионеров, который располагался в то время в Рижском замке на площади Пилс, — рассказывает Оксана. — С осени 1988–го я начала работу с младшей группой русского хора. Все хоры Дворца пионеров в то время носили название «Рига». А нам хотелось придумать что–то свое, оригинальное — решили, что будем «Акколадой».
— Это ведь название скобки в нотной записи, соединяющей две или больше нотных систем…
— Да, она символизирует то, что нас, таких разных — по возрасту, интересам, пристрастиям, образованию, профессиям — объединяет любовь к музыке.
Мы репетировали даже в бывшем кабинете Улманиса. Там было так интересно: историческая мебель, огромные столы и рояль. Концерты давали в Белом зале, где акустика просто великолепна.
— Наверное, в пионерских галстуках выступали?
— Нет, у нас уже в 1988–м были костюмчики. У мальчиков коротенькие желтые штанишки и белые гольфики, а у девочек — желтые юбочки, белые кофточки и гольфики. В 1994–м мы переехали во Дворец школьников на Кр. Барона, 99, где базируемся и поныне. Хористы наши росли во всех отношениях, и сегодня первые хористы, которые пришли ко мне в 80–90–х, — это уже взрослые люди, многим за 30 лет, с семьями, детьми. Такими воспитанниками можно по праву гордиться. Теперь они приводят к нам своих маленьких детей. У нас ведь работают три группы: младшая, куда ходят и дошкольники, средняя и старшая. На наших юбилейных концертах будут петь все наши ребята.
— За границей выступали?
— Мы начали активную гастрольную жизнь с 1997–го — подали заявку на участие в международном конкурсе хоров в швейцарском Монтрё. Заняли второе место. Спустя годы я пересматривала ту нашу запись и скажу, что это действительно был очень хороший уровень, за коллектив не стыдно! Да и то сказать, мы уступили только очень известному, с мировым именем детскому хору из Лиона, практически профессиональному. Это был не просто хор, но и целое музыкальное училище при нем. Так что очень памятная была у нас поездка.
А у нас коллектив не профессиональный — почти ни у кого из приходящих к нам ребят нет начальной музыкальной подготовки. Хотя есть и воспитанники музыкальных школ. У ребят, которых мы принимаем в коллектив, очень хорошо развиты музыкальный слух и память, поэтому они быстро соображают, что к чему.
После этого у нас были выступления в Австрии, Италии, Болгарии, Польше, России, на Украине, в Белоруссии. Каждый год куда–то выезжали. На всех конкурсах мы ниже второго места не получали. Получали и Гран–при, и дважды я сама получала призы как лучший хородирижер конкурса.
— Вы ведь ездили в Москву и Минск, четыре раза участвовали в фестивале «Артековские зори» в Крыму. Что запомнилось больше всего?
— «Артек» — это наша любовь на все времена! Нашим ребятам эти поездки так много дали, что они вспоминают их спустя годы. Они окунаются в этом легендарном детском лагере в такую активную творческую жизнь, какой здесь у нас нет. С ними работают педагоги, проводят концерты, конкурсы и вечера, занимаются с ними, приезжают на встречи с ребятами интересные творческие люди. Весь воспитательный процесс в «Артеке» направлен на то, чтобы раскрыть личность каждого ребенка. Такие таланты открываются! Один профессор собирал высказывания ребят на тему музыкального воспитания, преподавания музыки и пения, хоров. Представьте, как это было ребятам приятно: их мнение выслушивают и записывают уважаемые люди!
Когда мы бывали в Минске, нас возили по храмам и окрестным монастырям. Это очень много дало нашим ребятам! А еще при храмах работают мастерские для детей–инвалидов, где наставники с огромным терпением и любовью занимаются с ними, учат мастерить поделки, и эти изделия продаются. Ребята помогают своим семьям! Это для наших ребят было очень волнительно и поучительно.
Конечно, у меня есть надежные помощники: наш многолетний концертмейстер, моя соратница и подруга Татьяна Зорина, хормейстер Анджей Ранцевич и преподаватель теории музыки и сольфеджио Санита Чеканович. Но весь творческий процесс — подбор и разучивание репертуара, организация поездок, сношения с внешним миром, в том числе и вся бюрократия — все на мне.
— А когда в вашем репертуаре появились православные песнопения? Вы ведь не только выступаете с ними на концертах, но и сопровождаете праздничные архиерейские службы в храмах на Пасху, Рождество и по особым случаям.
— В 1997 году Владыка Александр услышал наше пение на рождественском концерте, ему понравилось, и он благословил нас петь в храмах на службах. Поэтому в нашем репертуаре традиционно очень много православной музыки. Мы уже четыре раза становились лауреатами конкурсов православных песнопений.
— Как ребята воспринимают такую музыку — у вас ведь многонациональный коллектив?
— Да, у нас поют русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, литовцы, эстонцы, дети из смешанных русско–латышских семей — тех, которые хотят, чтобы у ребенка сохранилось знание русского языка и культуры.
Я могу гордиться своей молодежью — они добрые, умные, искренние, замечательные, творческие, ответственные и работящие! Ведь нужно ходить на репетиции, учить непростой репертуар, выступать. Коллектив подвести нельзя. Из этих ребят вырастают чудесные люди.
Сегодня ведь очень тяжелое время — мало кто из молодых ценит духовное начало в жизни, не говоря уже о том, чтобы ходить в храм. Я счастлива, что смогла привить молодежи эту тягу к духовному. Они даже спрашивают перед очередным праздником: будем ли мы петь в храме снова? И очень огорчаются, если не удается собрать коллектив — многие работают или учатся, сдают сессию, особенно на наше православное Рождество, это ведь рабочий день. Приходится поломать голову, как все организовать. А в храм приходят и родители, и на Пасху семьями стоят до 3–4 утра, пока дети поют на хорах.
А летом мы всем хором выезжаем на неделю на природу, в красивое место — там не только отдыхаем, но и репетируем. Очень любим Апшуциемс на берегу моря. Два последних года не ездили, так ребята уже скучают и спрашивают, когда поедем. Важно, что старшие хористы помогают младшим, занимаются с ними, организуют их досуг. Это тоже очень важно для будущей взрослой жизни.
— Как к вам можно присоединиться?
— Мы открыты в любое время и принимаем талантливых ребят, которые хотят петь. В понедельник, вторник и пятницу милости просим после 15 часов во Дворец школьников на Кр. Барона, 99, кабинет 302.
— С юбилеем и успехов!