Анатомия отставки
Валерий Карпушкин
Вести Сегодня, 23.07.2013
В прошлом выпуске «Футбольного клуба» мы высказали свою точку зрения на случившуюся, по нашему мнению, довольно–таки неожиданную отставку с поста главного тренера сборной страны Александра Петровича Старкова.
И пообещали вам, дорогие болельщики, интервью с ним. Старков сдержал свое слово: ответил на все наши вопросы в эксклюзивной беседе, запись которой мы и предлагаем вашему вниманию.
— Нынешний отборочный цикл складывается для сборной Латвии неудачно. В чем причина столь невыразительных выступлений команды?
— Сразу замечу, что команда заслуживает того места, которое занимает в турнирной таблице. Значит, тренерский штаб и игроки делали ошибки, а команда не показала той игры, на которую способна. Вспомните, как начинался для нас этот цикл: мы неплохо провели домашний матч с Грецией, даже лидировали в счете. Но затем пропустили два гола и проиграли — 1:2. И как–то потеряли уверенность в себе. Игра команды стала распадаться на отдельные эпизоды, ребята занервничали, что не могло не сказаться на результатах. И уж вовсе неудачным для нас получился нынешний календарный год, когда мы не сумели выиграть в Вадуце у Лихтенштейна, а затем были разгромлены дома боснийцами — 0:5. Добавьте сюда поражение от сборной Японии в товарищеской встрече, и вы поймете, что поводов для недовольства у поклонников сборной Латвии было более чем достаточно.
— В чем же вы вините прежде всего себя самого?
— Можно спорить о тактике на тот или иной матч, о стартовом составе. Но на игру с тем же Лихтенштейном, например, который мы превосходим по уровню мастерства, нам не удалось настроить ребят на борьбу от первой до последней минуты. Я всегда искал и ищу ошибки в своей работе. Увы, но мне не удалось из имевшихся в наличии футболистов создать боеспособный коллектив, который боролся бы за победу в любых, даже самых неблагоприятных условиях. И это моя главная неудача. Достойно надо выглядеть в матче с любым, даже самым сильным соперником. У меня с игроками всегда были хорошие доверительные отношения, я на этом и строил свою работу, будь то сборная или клуб. Но тут и этот фактор не сработал. Лично я много лет играл в футбол и привык бороться до конца, невзирая на табло. И в лучших своих матчах сборная Латвии играла именно в подобный футбол. А затем что–то сломалось. Так что надеюсь, что мой уход из сборной пойдет команде на пользу. Ребята сбросят лишний груз ответственности и заиграют так, как они действительно могут.
— Александр Петрович, кто из игроков не заслуживает упреков за слабый результат сборной в нынешнем году?
— Это очень сложно вычленить, ведь футбол суть командная игра. Однако ни один наш игрок, кроме разве что Андриса Ванина, не может этот год поставить себе в плюс. Да и Ванин в прежние годы спасал нас гораздо чаще, вытягивая порой даже откровенно неберущиеся мячи.
— После игры с Боснией вы заявили, что не собираетесь уходить в отставку, и получили очевидный вотум доверия со стороны правления федерации футбола Латвии. Чем же тогда было вызвано ваше «скоропалительное» заявление об уходе? Вы подвергались давлению?
— Безусловно, я не только подвергался давлению со стороны, но и постоянно ощущал его, что сильно мешало и сборной, и мне лично. Тем не менее я не собирался уходить в отставку даже после тяжелого поражения от боснийцев. И пользуясь случаем, хочу поблагодарить членов правления ФФЛ, проголосовавших против моей отставки, то есть выразивших мне доверие. Однако прошедшие с того дня две–три недели показали, что давление никуда не делось, оно осталось. Вот я и решил, что лучшим вариантом для сборной будет, если в команде сменится тренер. Придет специалист не лучше и не хуже меня, а просто другой человек. И это должно встряхнуть команду, как зачастую и случается в большом футболе. Вот тогда я и решил уйти.
— Вам не было страшно, когда вы в Риге увидели трибуны сконтовского стадиона, почти до отказа заполненные боснийскими болельщиками?
— Страшно не было, странно было. Нам ведь приходилось играть при неистовой поддрежке соперника со стороны его болельщиков. Но почему это случилось в Риге, я понять так и не могу. Тот же арбитр встречи, словно в угоду боснийским трибунам, очень быстро оставил нас вдесятером. В этом плане мне вспомнился матч со шведами в 2003 году. Матч, после которого мы и заняли второе место и вышли в стыки. Тогда мы тоже после удаления Зирниса остались в меньшинстве, но ведь выстояли, победили хозяев. А потом поехали и на чемпионат Европы в Португалию. Тогда смогли, а сейчас нет. Почему? Загадка футбола. Но скорее всего та наша команда была заметно сильнее нынешней как коллектив, как команда единомышленников. Вот и все загадки. Однако я благодарен и нынешнему составу сборной. У нас были и победы, и классные игры…
— Оцените, пожалуйста, уровень сегодняшнего клубного футбола страны по сравнению с тем, что был лет 10–15 назад. Почему так резко сдали наши клубы на европейской арене?
— Тут две основополагающие причины. Во–первых, заметно прогрессировали «карлики». А во–вторых, для латвийского футбола не прошел бесследно экономический кризис. Хозяева клубов уже не тратят на футбол большие деньги, и уровень чемпионата страны неуклонно снижается. Это понятно любому. Наличие или отсутствие средств в нынешнем большом спорте определяет очень много, если не сказать все. Я работал в Баку. Там бюджеты команд в разы больше, чем у наших клубов. Вот они и приноравливаются к Европе, причем делают это все успешнее и успешнее. Так что давайте скажем спасибо тем людям, которые еще вкладывают деньги в латвийский футбол. Без их поддержки ему было бы еще хуже.
— Хорошо ли это, что наши футболисты стремятся уехать за границу чуть ли не в младенческом возрасте? Раньше же Мариан Пахарь, например, уехал в Англию уже вполне сформировавшимся футболистом. И доказал всем, что и в латвийском чемпионате можно дорасти до уровня премьер–лиги. А что успел сделать в Латвии, скажем, Денис Ракель?
— Я убежден, что игрок должен расти в домашних условиях. Пахарь, Колинько, Юра Лайзан уходили в зарубежные клубы уже вполне готовыми, сложившимися футболистами. Причем выросли они в чемпионате Латвии. Так должно быть всегда. Там, за границей, никто не будет терпеливо ждать, когда тот или иной игрок раскроется, созреет для большого футбола. Вот ребята и полируют скамейки запасных, забывая напрочь об игровой практике. За редким исключением, конечно же. Так что для того же Валерия Шабалы лучший вариант, нежели играть в Латвии, трудно придумать. Его только в прошлом году пригласили в «Сконто», а ныне он уже привлекался в сборную страны. Значит, и в нынешних условиях у нас можно расти.
— Какая судьба ожидает ваш тренерский штаб?
— Прежде всего я хочу поблагодарить этих людей, которые прошли весь путь рядом со мной. Обычно в подобных случаях новый главный тренер приходит вместе со своим штабом. Я же с моими помощниками работал долгое время. Они футбольные люди и прекрасные специалисты, так что вне футбола наверняка не останутся.
— Какая отставка за двадцать лет вашей тренерской карьеры стала для вас горше: спартаковская, бакинская или нынешняя из сборной Латвии?
— Интересный вопрос: какой развод для вас больнее — первый или третий… Наверное, все–таки последний. В сборной страны остается частичка моей души.
— Ваши планы на будущее.
— О каких планах сейчас может идти речь? Надо пережить случившееся, обдумать все, что произошло. И лишь потом, посоветовавшись с семьей, думать о трудоустройстве. Поступит предложение из Латвии, буду работать дома. Готов рассмотреть и предложения из–за рубежа. Это обычная практика в тренерской судьбе. Ясно лишь одно: вне футбола я не останусь. Он со мной на всю оставшуюся жизнь