Голос крови. «Латышизация» от Юдина не прошла
Николай Кабанов
01.03.2013
Оживленные дебаты на вчерашнем пленарном заседании парламента вызвали поправки к Закону о смене записи имени, фамилии и национальности. А именно — о праве самых достойных инородцев записываться в титульную нацию…
Инициатор законопроекта Андрей Юдин (VienotIba) отстаивал: мол, национальность суть принадлежность культуре. Обращаясь к коллеге Рибене, он заявил: «Если бы Ингуну удочерила еврейская семья, то она была бы еврейкой. За свою национальность я отвечаю сам». «Мы не предлагаем бонусов», — пояснил Юдин. И договорился до того, что «мы эксперты в области латышскости». Увы, ему не удалось убедить даже сопартийцев по «Единству»:
— Это один из абсурднейших законопроектов, рассматривавшихся в сейме, — возмутилась Ингуна Рибена. Сославшись на национальных авторитетов — Барона, Витола, Райниса, она предположила: если бы интеллигенция XIX века оперировала понятиями «индивидуального комфорта», то ассимилировалась бы в немцев или русских. По словам И. Рибены, важнее всего генетическая связь! «Если законопроект будет принят, то это уже не будет Латвия 18 ноября», — зловеще предупредила депутат. И надо ведь, угроза пришла из самой фракции VienotIba… A ведь латыши, по словам Рибены, не исключали из своей среды, к примеру, писательницу Костенецкую или хоккеиста Ниживия (хотя, как отметила парламентарий, от него не слышали ни слова по–латышски). Так же как предком великого русского поэта Пушкина был чернокожий Ганнибал! На конъюнктурно переписавшихся в латыши будут смотреть с презрением, как сто лет назад на германизированных Берзингов и Калнингов.
— Латышскость — святое, ее можно только унаследовать, — заявила Рибена, апеллируя к «голосу крови», который слышен ей в народном хоре…
Зампред «Центра согласия» Валерий Агешин посоветовал коллегам вместо вопроса об этнической принадлежности заняться, к примеру, созданием рабочих мест. «Конечно, бумага все стерпит. Но у нас есть серьезные возражения», — сказал депутат о законопроекте. Так, в аннотации записано «повышение уровня индивидуального комфорта» у тех, кто запишется в латыши. Парламентарий заявил, что новая норма предполагает «добровольную ассимиляцию и риски ассимиляции». Может дойти до того, что национальность (которая не упоминается в паспорте ни одной страны ЕС!) станет фактором для приговора суда. Законопроект ведет от «политической нации» к «этнической нации» и является примером манкуртизма.
Борис Цилевич («ЦС») заметил, что законопроект фактически признает НЕРАВНОПРАВИЕ тех, кто уже имеет гражданство ЛР, долго живет в Латвии и владеет в совершенстве госязыком, но не имеет записи «латыш» в паспорте. Таким, по мнению депутата, нужна помощь психотерапевта. В прошлом по карьерным побуждениям вступали в КПСС. Но вроде как мы сейчас живем при демократии?
Расма Карклиня (VienotIba) напомнила, что в ЛР около 20% семей — смешанные. Национальность, считает она, «нейтральный идентифицирующий аспект» и бояться «новолатышей» не стоит. Илмарс Латковскис (VL/TB/LNNK) признал добрые намерения авторов законопроекта, но поддержать он их не может, ибо у части сограждан может появиться вопрос: «Если он латыш, то я кто?» По мнению Латковскиса, есть введенное Райнисом понятие latvieSi (латвийцы) и «эта ниша свободна».
Янис Домбрава как латыш в восьмом поколении предположил, что если законопроект будет принят, то «новолатышей» будут стыдиться больше, чем в свое время сторонника СССР Виктора Алксниса. Дзинтарс Расначс, со своей стороны, считает, что концепцию Юдина поддержать можно — но осторожно. Стало быть, и «вислатвийцев» новая норма расколола!
Увы, вотум был неутешителен: 22 «за», 36 «против» и 11 «воздержались».