Дивизионы» мецената Островской
Инна Харланова
27.12.2013
Многим ли может помочь один человек? Из обездоленных и несчастных, которых облагодетельствовала известный в стране меценат Валентина Островская за двадцать лет на посту директора фонда «Мазайс принцис» («Маленький принц»), можно сформировать не один «дивизион».
В предрождественские дни, когда принято делать подарки, у нее работы невпроворот. «Вести Сегодня» попросилась в экипаж ее благотворительного автобуса, чтобы в очередной раз восхититься неуемной энергией и щедростью души Валентины.
Лифт в подарок
В Государственном центре социальной опеки умственно отсталых детей, который издавна размещен в Балдоне, мы делаем первую остановку. Директор Айна Вича встречает Островскую сердечно, как родного человека: рукопожатия, поцелуи…
— А мы действительно сроднились с Валентиной, — говорит бессменная руководитель заведения. — Ведь с 1993 года идет отсчет нашего партнерства. Валентина сама разыскала нас, прочитав в одной из газет, в каком трудном финансовом положении мы тогда находились. С тех пор два раза в год — накануне Международного дня защиты детей (это в конце мая) и перед Рождеством — она приезжает с подарками.
Заглядываем в огромные коробки и мешки, которые доставила на сей раз Островская в «Балдоне». Упаковки с бессчетным количеством памперсов, штабеля рыбьего жира и персональный новогодний подарок каждому из 185 постояльцев пансионата — набор всяческих лакомств. Меценат самолично вручит их чуть позже, во время рождественского бала — у елочки с Дедом Морозом и Снегурочкой.
— Нынче нам помогают многие спонсоры, — снова берет слово Вича. — Но Валентина не похожа ни на одного из них. Она старается привезти именно то, что нам нужно. Поэтому ее визиту всякий раз предшествует запрос: дайте по пунктам перечень необходимого. В прошлый раз, в мае, она привезла так необходимую нам газонокосилку и много–много мороженого. Еще раньше — телевизор, стиральную машину, холодильник, много одежды.
В нынешние подарки Островской директор пансионата зачислила и новенький лифт, который в канун Рождества здесь запустили в строй. Пусть и два этажа всего в здании, а нужда в вертикальном транспорте была острая. Почти каждый второй постоялец в инвалидной коляске либо имеет другие проблемы, связанные с передвижением. Обслуживающему персоналу буквально на своих плечах приходилось выносить питомцев (в том числе и великовозрастных) на прогулку.
Цена лифта — 32 тысячи латов. В условиях кризиса о выделении столь кругленькой суммы из госказны мечтать не приходилось. И тогда родился совместный «бизнес–план». Валентина привозит в пансионат то, что требуется повседневно и ассигнуется из госбюджета (тот же рыбий жир, памперсы и прочее). А администрация социального центра в копилку складывает латы, которые благодаря спонсорской помощи экономятся в казенном кармане «Балдоне».
— Вдобавок наши дети хорошо потрудились летом на приусадебном участке, — продолжает директор пансионата. — Вырастили много овощей, собрали хороший урожай яблок, а наши повара сделали заготовки. Таким образом удалось сберечь еще немало денег. Так, в тандеме с меценатом и осуществили свою давнюю мечту о лифте.
Инесины слезы
Многодетная семья рижанки Инессы Дреймане (в отличие от питомцев «Балдоне») впервые познала в эти рождественские дни доброту директора фонда «Маленький принц». Знакомясь с содержимым огромных коробок и мешков, доставленных ей в квартиру социального дома на ул. Лубанас, 129, она даже расплакалась.
— Я одна ращу трех малышей. Старшему — пять, младшей — полгода. Иногда случалось, даже корки хлеба в доме не было. Шла по соседям и попрошайничала. А тут сразу столько всего…
Инесса рассказала, что столкнулась с серьезными прорехами в системе социального гарантированного обеспечения. У старшего сына Виктора оказались серьезные проблемы со здоровьем, и все минимальные доходы семьи приходилось тратить в этом направлении. А в Рижской социальной службе отказывались платить пособие, чтобы покрыть затраты, связанные с медициной, — якобы по нормативам не положено. Так и оказались на глубокой мели. Куда только не обращалась Инеса! В том числе и в известный благотворительный фонд Ziedot.lv. Но нигде не желали войти в ее положение. Валентина — первая, кто откликнулся на ее сигнал SOS.
Как они вышли друг на друга?
— Я давно опекаю одну слепую пожилую женщину, — рассказала Островская, — которой была известна эта требующая немедленного вмешательства ситуация в многодетной семье. Она–то и попросила меня взять этих людей на буксир. И я не стала медлить. Теперь вижу, что адрес подсказан верно. Я не оставлю больше Инесу и ее детишек наедине с их проблемами.
На прощание Островская поинтересовалась, какие первоочередные проблемы волнуют многодетную семью. Оказалось, что у Инесы нет даже детской коляски, чтобы вывезти на прогулку кроху. А у самой мамы зимние сапоги буквально по швам разошлись. У ребятишек тоже много чего недостает в зимнем гардеробе.
— На старый Новый год наведаюсь в эту семью снова и привезу все необходимое, — заверила нас при подведении своего визита Валентина. — Что же касается детской коляски, то, думаю, и без меня найдется немало добрых людей, у которых эта вещь за ненадобностью пылится на балконах. Пусть поделятся! Связь — через редакцию. А я сумею доставить ее адресату.
Многодетные семьи широко представлены в «дивизионах» благотворительной помощи руководителя фонда «Маленький принц». Вместе с нею мы побывали в гостях у мелиоратора–тракториста Игоря Трофимова из Науене (Даугавпилсский край). У него аж девять ребятишек. Старшему не исполнилось еще и 14 лет, младшей всего восемь месяцев. Прослышав о такой семье–рекордистке, Валентина полкузова своего автобуса набила подарками именно для нее. Начиная со съестного (одних макарон два огромных мешка) и заканчивая одеждой. Островская ловко вытянула из одного из тюков махровый халат сказочной красоты и накинула его на плечи Светланы.
— Я такой видела только во сне, — растрогалась мама большой семьи.
Светлана рассказала, что вообще–то ее семью местные власти не забывают. Перед визитом Валентины побывала не одна делегация с подарками. Но с такой вот щедростью она столкнулась впервые.
«Люблю я Даугавпилс!»
Еще один благотворительный вояж мы совершили вместе с Островской в Даугавпилс. Меценат рассказала, что любит ездить в этот город. Потому что здесь много этнических россиян, к числу которых сама принадлежит.
— Я с Тамбовщины, — рассказывала она по дороге о себе. — В Риге оказалась по распределению после окончания юрфака Московского университета. Работала старшим следователем в «убойном» отделе и ОБХСС. Пришлось с почти 30–летним стажем уйти в отставку в те далекие 90–е, когда правоохранительные органы в массовом порядке зачищали по признаку незнания госязыка…
— Но как вам удалось не ожесточиться на той службе? Работа с преступниками, причем с особо опасными, кажется, должна была бы у отбить охоту к милосердию.
— У меня желание помогать людям — от родителей, на генетическом уровне. Они были сельскими, очень небогатыми учителями. Но их дом всегда был полон людей. Зазывали к себе с одной целью — накормить, угостить бедствующих. Отдавали, по сути, последнее. К сожалению, папы уже в 1943–м не стало — погиб на Курской дуге…
Нашим проводником в крупнейшем городе Латгалии стала Вильгельмина Кондрус, председатель местного клуба деловых женщин «Оливия». Зная о приезде фонда «Маленький принц», она подобрала перечень объектов, больше всего нуждающихся в спонсорской помощи.
Так мы оказались в социальном доме на ул. Шаурас, 26.
Ирена Шульга, директор, тоже с восторгом раскрывала мешки и коробки:
— До чего же красивые ночные сорочки! Я была бы счастлива, если бы и мне на Новый год кто–нибудь такую подарил. И детские соски очень кстати — у нас полно постояльцев с младенцами. Ну и, конечно, памперсы — этому дару и вовсе цены нет. Немощные старики, нередко выброшенные на улицу своим жестокосердными детьми либо по воле иных обстоятельств, — основной контингент наших обитателей.
Островская и здесь частый гость. Подарки любимицы Вали (иначе ее не величала директор социального дома) наверняка доставят немало радости жильцам социального дома в главный праздник в году. «Будем снова ждать нашу благодетельницу в гости!» — прозвучало в качестве напутствия.
Следующий пункт назначения — Науенский детский дом. И здесь Валентина свой человек — как минимум два раза в год радует своим визитом.
Здесь обитают 54 бедолаги, ставшие сиротами при живых родителях.
— Эти дети особенно нуждаются в ласке, тепле, — снова берет слово Островская. — Многие из них, недавно попав в детдом, до сих пор не знают о существовании такого праздника, как Новый год, из–за беспутного поведения своих мам и пап. Родительскую ласку я им не могу восполнить. Но зато могу доставить радость у елочки своими гостинцами. Чтобы они почувствовали себя не затравленными волчатами, а нормальными детьми, как все ребятишки…
Главный вопрос для мецената
Валентина, разумеется, не имеет собственных миллионов, чтобы осуществлять систематически и продолжительное время столь крупномасштабную благотворительную деятельность. Ее щедрость подпитывается из карманов богатых партнеров фонда, которых она умеет найти и мотивировать на сотрудничество.
— Опыт показывает, что отстегнуть деньги для несчастных и обездоленных куда легче средней руки богатеям, — делится наблюдениями Валентина. — А вот очень богатые трясутся над каждым сантимом, направленным на помощь ближним.
По нашей просьбе Островская назвала некоторые имена щедрых бизнесменов. Это Юрий Данилко и Киров Липман, Андрис Буртниекс и Михаил Лурье, Александр Осипков… Да не оскудеет ваша рука, дающая деньги на добрые дела, и в будущем году!