Крылов в Твери, или Страсти по «Кофейнице» (литературно-историческая миниатюра)
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Иван Андреевич Крылов - самый известный русский баснописец - родился в 1769 году в Москве, а скончался в 1844 году в Санкт-Петербурге, но, тем не менее, в Твери есть величественный памятник Крылову и его именем названа одна из улиц столицы Верхневолжья. Дело в том, что будущий литератор несколько лет прожил в Твери, с 1775 по 1782, а именно с 6 по 13 лет.
Живя с семьей в Твери, маленький Крылов в 1777 году был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Это стало возможным потому, что его отец - Андрей Прохорович Крылов, выйдя в отставку в 1774 году, получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Кто-то из исследователей считает, что эта служба была только номинальной, и Крылов никаких дел не исполнял, а кто-то, наоборот.
Памятник И.А. Крылову в Твери
Через четыре года после смерти отца, юный Крылов с матерью уезжает в Санкт - Петербург…и больше в Тверь не возвращается.
Сейчас трудно определить, какую именно роль сыграла Тверь в становлении будущего баснописца, но в одном из путеводителей по Твери есть утверждение о том, что басня «Волк и ягненок» написана на тверском материале. Поэтому поводу можно лишь сказать, что эту басню Крылов написал в 1808 году, спустя 26 лет после отъезда из Твери. Источники вдохновения взрослого Крылова хорошо известны - великий русский баснописец 67 басен позаимствовал у Эзопа и Лафонтена, причем, лучших басен. Разумеется, не он один.
Так, например, к сюжету о Вороне и Лисице после древнегреческого поэта и мыслителя VI д.н.э. Эзопа обращался целый ряд авторов: Игнатий Диакон, византийский писатель, живший на рубеже VIII- IX веков; французский поэт-баснописец Жан де Ляфонтен (1621-1695); Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – крупнейший писатель и философ немецкого Просвещения. На русскую же почву этот вечный сюжет принес, нет, не Крылов, а Василий Кириллович Тредьяковский (1703-1769), причем его басня «Ворон и Лисица» появилась почти на сто лет раньше, чем басня Крылова. Свою лепту в развитие сюжета внес и основоположник русского классицизма Александр Петрович Сумароков (1717-1777). Но только Крылову удалось добиться настоящего творческого успеха. К этому времени Крылов свободно владел французским, немецким, итальянским и…древнегреческим языками.
Что же касается тверской составляющей в басенном творчестве Крылова, то ее нужно искать, скорее всего, среди первых опубликованных басен. В 1786 году в журнале Ивана Герасимовича Рахманинова «Утренние часы» была напечатана небольшая подборка: «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Павлин и Соловей», «Недовольный гостьями стихотворец». Как мы видим, две из четырех басен посвящены картежной теме.
Давайте прочитаем их еще раз, мысленно вспоминая биографию юного баснописца.
Стыдливый Игрок
Случилось некогда мне быть в шумливом мире;
Сказать ясней, мне быть случилося в трактире;
Хотя немного там увидеть льзя добра,
Однако ж тут велась изрядная игра.
Из всех других поудалее
Один был рослый молодец,
Беспутства был он образец,
И карты ставил он и гнул смелее;
И вдруг
Спустил все деньги с рук.
Спустил, а на кредит никто ему не верит,
Хоть, кажется, в божбе Герой не лицемерит.
Озлился мой болван
И карту с транспортом поставил на кафтан.
Гляжу чрез час: Герой остался мой в камзоле,
Как пень на чистом поле;
Тогда к нему пришел
От батюшки посол
И говорит: "Отец совсем твой умирает,
С тобой проститься он желает
И приказал к себе просить".
"Скажи ему, - сказал мой фаля, -
Что здесь бубновая сразила меня краля; (Выделено –В.Г.)
Так он ко мне сам может быть.
Ему сюда прийти нимало не обидно;
А мне по улице идти без сапогов,
Без платья, шляпы и чулков
Ужасно
стыдно".
Судьба игроков
Вчерась приятеля в карете видел я;
Бедняк — приятель мой, я очень удивился,
Чем столько он разжился?
А он поведал мне всю правду, не тая,
Что картами себе именье он доставил
И выше всех наук игру картежну ставил.
Сегодня же пешком попался мне мой друг.
«Конечно,— я сказал,— спустил уж все ты с рук?»
А он, как философ, гласил в своем ответе:
«Ты знаешь, колесом вертится все на свет
О пристрастии Ивана Андреевича к карточной игре хорошо известно. «Приехав в Петербург, к несчастью, получил страсть к игре...», – пишет в своих воспоминаниях о Крылове его друг Варвара Оленина. И продолжает: «Увы, его квартира сделалась собранием игроков. Играя хорошо, он много выиграл, но признавался мне, что только тогда успокоился, когда у него почти все отыграли, и тогда он поклялся все бросить и играть только для препровождения времени в клубе».
Но мы можем с большой долей уверенности предположить, что страсть эта начала формироваться еще в Твери, тем более что семья Крыловых после смерти Андрея Прохоровича, оказалась в большой нужде. В это же время увлекался Крылов и уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то мог биться даже с взрослыми мужиками. ..
Но басни появились в творчестве Крылова не сразу. Он был человеком разносторонним. И первыми его литературными произведениями были пьесы. А самым первым … либретто к опере «Кофейница», которую он написал в 1784 году, когда автору было всего 15 лет. Разумеется, сюжет заимствован. Но не в тверской действительности, а в двух вполне конкретных произведениях - «Мельнике» Александра Онисимовича Аблесимова и «Живописце» Николая Ивановича Новикова.
И хотя «Кофейница» была написана в 1784 году, но увидела свет она только в 1868 году, уже после смерти автора. И это тоже говорит о многом. Крылов прекрасно отдавал себе отчет в том, что «Кофейница» не может прибавить ее автору литературной славы.
Но для нас, любителей русской словесности, «Кофейница» тоже интересна, несмотря на очевидную слабость сюжета и несовершенство слога. Дело в том, что главную героиню зовут Анюта. Случайно это или нет, но вся любовная лирика Крылова, которая появилась немного позднее, адресована именно Анюте.
«Защищая пол прелестный,
Аннушка, мой друг любезный!
Часто ты пеняла мне,
Что лишь слабости одне
В женщинах ценю я строго
И что нежных тех зараз,
Нахожу я в них немного.
Удивляло то тебя,
Что писать про них я смею;
Ты пеняла, что умею
В них пороки видеть я.
Ты пеняла - я смеялся.
Ты грозила - я шутил.
И тебя я не боялся!
И тебе самой не льстил!
Для меня казалось стыдно,
И досадно, и обидно
Девочке в пятнадцать лет,
Как судье давать ответ.
(Мое оправдание. К Анюте)
Мы знаем, что это стихотворение написано Крыловым в 1793 году, когда ему было 24 года. Скорее всего, речь идет о первой любви - самом сильном и светлом чувстве…
Иван Андреевич не был женат и однажды на вопрос: «Отчего Вы не женились?», он ответил: «От того, .. что ту, которую бы я хотел, то за меня бы не пошла, а которая бы на это решилась, ту бы я не взял».
С «Кофейницей» же связана еще одна загадка юного Крылова. Одна из главных героинь пьесы носит фамилию Новомодовой. Об этом персонаже лучше всего горит ее реплика:
О, проклятые лакеи,
Окаянный хамов род!
О, бесстыдные злодеи,
Чтобы всех вас побрал чорт!
Вы господ век мучить рады,
И от вас всегда досады,
Пьянства, злобы, плутовства,
Смут, ссор, драк и воровства!
Но дело в том, что в 1786 году Крылов написал комедию в трех действиях «Сочинитель в прихожей», где главная героиня опять появляется под фамилией Новомодова и опять как отрицательный персонаж. Трудно поверить, что все это лишь простое совпадение. Скорее всего, за всем этим стоит некая неприглядная история, которая произошла с одним из Крыловых в Твери, и долго не давала покоя молодому автору. Как здесь не вспомнить, что отец Крылова, бывшей драгун, умер в 42 года…и оставил свою семью без средств к существованию. А Новомодова в «Сочинителе в прихожей» - алчная до денег любовница главного персонажа пьесы.
Библиография
- 1. И.А. Крылов. Полное собрание сочинений. М. ГИХЛ, 1946.
- 4. «Русские писатели». Библиографический словарь. М. «Прсвещение», 1971.
- 5. В. Грибков-Майский «Влюбленный Крылов – Знаменитый баснописец и таинственная Аннушка». «Независимая газета».Ex-libris 21.07. 2011.
- 6. «Прогулки по Твери». Путеводитель. «Заповедник времени», 2013.
- И.А. Крылов. Сочинения в 2-х томах. М. «Правда», 1956.
- И.А. Крылов в воспоминаниях современников. М. «Художественная литература», 1982.
Квартет. Горельеф.
Волк и ягнёнок. Горельеф.
Свинья под дубом. Горельеф.