Чудотворцы из села Застолбье
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Православному паломнику…
Неподалеку от Твери есть удивительное место, история которого самым странным образом неразрывно переплелась с историей татарского народа и столицы Татарстана – Казани. Речь идет о старинном русском селе Застолбье, 47 км. от Твери на север по Бежецкому шоссе, а вернее по-старому Бежецкому тракту. История эта началась в XVI веке во времена царствования Ивана Грозного.
После взятия Казани здесь была создана Казанская епархия, которую возглавил первый казанский архиепископ, святитель Гурий, а вот в помощники ему царь послал владельцев села Застолбье (Рамешковский район Тверской области) бояр Застолбских, Ивана Елизаровича и его сына Нестора. Еще одна интересная деталь - перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.
Вот как об этом рассказывают церковные тексты:
«Царем Иоанном дан был святителю для забот о делах житейских боярин Иоанн Застолбский. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского боялся греха всего более, любил правду и был строго честен; особенно служил он святителю во время болезни его. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал весть жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком. Вслед затем принял монашество и отец, с именем Ионы; недолго поболев, Иона заповедал похоронить его вблизи святителя, в той палатке, которую построил он для него и где похоронил он сына. При открыли мощей святителя Гурия, найдены нетленными тела и одеяния иноков Ионы и Нектария, верных учеников святителя».
В конце XVI века отец и сын Залстолбские вместе со своим духовным наставником святителем Гурием были канонизированы с наименованием «преподобные Ион и Нектарий Застолбские чудотворцы Казанские». Память их празднуется в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия, который с 1522 по1567 был епископ Тверской, 4 октября 1595 г. (17 октября по н. ст.).
Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь. С 1995 года рака с их мощами установлена в православном Петропавловском соборе г. Казани.
Рассказ о боярах Застолбских будет неполным, если не сказать о том, что они состояли в родстве с другим старинным русским родом - Пушкиными.
По показаниям дошедших до нас родословцев, первые поколения предков Пушкиных носили следующие имена: Ратша, Якун, Алекса, Гаврила; у Гаврилы два сына – Иван Морхиня и Акинф Великий. С внука Ивана Морхини – Григория Александровича Пушки началась история семьи Пушкиных и выделившихся из них Товарковых, Курчевых, Рожновых, Мусиных, Кологривовых, Поводовых, Шафериковых и Бобрищевых. От Акинфа Великого также берут свое начало многочисленные русские боярские и дворянские роды: Челядины, Хромые-Давыдовы, Бутурлины, Свибловы, Каменские, Курицыны, Замыцкие, Застолбские, Слизневы, Жулебины, Чоботовы, Чулковы и Мятлевы.
Само село Застолбье известно с середины XIII века как приграничное населенное место Новгородской феодально-вечевой республики. Само название села говорит о том, что в древние времена здесь была таможенная застава.
Сегодня о древней истории села сегодня напоминает лишь церковь Вознесения (1798 г.), которая находится в самом плачевном состоянии. Раньше в селе была еще и часовня Николая Чудотворца, по преданию построенная на месте дома Ионы и Нектария.
В 2008 в память о выдающихся земляках на сельском кладбище был установлен памятный крест на средства уроженца этих мест А.Е. Серова.
Вместо послесловия
Старый Бежецкий тракт
Старый Бежецкий тракт,
Едем точно на Север.
Старый Бежецкий тракт
В обрамленье лесов.
А в полях васильки,
Да ромашки, да клевер.
А в небесной дали
Птичий звон голосов.
Старый Бежецкий тракт –
Моя память и совесть.
Эту землю прошли
Мои предки не раз.
А теперь мой черед
Написать свою повесть.
И по тракту вдвоем
Едем с сыном сейчас.
Старый Бежецкий тракт-
Боль потерь и утраты.
Боль за павшие храмы,
За измену и ложь.
И за это, за все.
Только мы виноваты,
А других виноватых-
Где теперь их возьмешь?
Старый Бежецкий тракт –
Млечный путь наш отныне.
Старый Бежецкий тракт –
Не свернуть, не сойти.
Мы родные места
Никогда не покинем.
И другую Россию
Нам нигде не найти.
Старый Бежецкий тракт.
Да, поможет нам Боже.
Мы осилим наш путь,
И закончим дела.
В край, что Бежецким Верхом
Называем мы все же
Не случайно дорога
Нас с тобой привела.
(В. Грибков-Майский. Из сборника гражданской лирики «Процветший крест»).