ТАНГО СО СТРОКОМ
Гарри Гайлит
2012 год
Постановщик: Игорь Коняев
Спектакль: «Танго между строк»
Где идет: Рижский Русский театр
Еще один успешный песенный спектакль появился на рижской сцене. И это нормально: после того, как широкий зритель едва не снес театр Дайлес, когда там поставили мюзикл «Марлен», сам бог велел придумать что-нибудь подобное для Русского театра тоже.
И придумали. Спектакль об известном пианисте и композиторе, короле танго Оскаре Строке.
Специально написанная рижанином Алексеем Щербаком пьеса даже затмила «Марлен». Это, во-первых, в отличие от калейдоскопической, с мира по нитке собранной театральной композиции «Марлен», все же какая-никакая, но пьеса.
Во-вторых, это знаменитые и еще недавно очень популярные танго Строка. Удачная находка. Почти двадцать вокально-танцевальных номеров с живым оркестром. Оскар Строк феномен, конечно, русский, но и близкий латышам тоже. Он появился и прославился на нашей, местной почве.
А в-третьих, это живые песни, исполняемые любимцами рижской публики Вероникой Плотниковой, Евгением Шуром, а так же актерами театра. При участии приглашенного со стороны кордебалета. Главного фигуранта, самого Оскара Строка играет Яков Рафальсон.
Что сказать конкретно о спектакле? Он рождает смешанные чувства. Музыкальная сторона любого зрителя приведет в восторг. С этим полный блеск. Ради чего и надо идти смотреть «Танго между строк». Такое бывает у нас не каждый день.
Что касается остального? На недочеты кордебалета, особенно его мужской части, обращать внимание не надо. Парни не всегда танцуют слаженно, но тут я раскрою небольшой секрет. Я никогда не писал об этом раньше, но театр – это не кино. Спектакль на спектакль тут не приходится. И очень часто, если постановщик на спектакле по каким-то причинам не присутствует - отпуск у него или выходные – так называемые исполнители второго плана работают на сцене спустя рукава. В чем мне лично пришлось в очередной раз убедиться и на «Танго».
С другой стороны, зритель, ничего об Оскаре Строке не знавший, останется спектаклем, конечно, доволен и счастлив, что посмотрел. Ну, озадачат его некоторые сцены из нашей прошлой совковой жизни. Так ведь на общем фоне светлой музыкально-песенной атмосферы это совершеннейший пустяк.
Но если король танго для вас и раньше был фигурой привлекательной, и вы даже читали недавно вышедшую о нем книгу, а незадолго до спектакля слышали по радио о Строке замечательную передачу Леонида Ленца, спектакль вас может даже ошеломить. В голове назойливо будет вертеться безответный вопрос: мог ли такой Строк, каким его играет Яков Рафальсон, написать все эти изящные и сентиментальные танго, фокстроты и песни советских лет?
Конечно, на этот счет можно сделать поправку - в том смысле, что этот спектакль, как заявлено в афише, всего лишь «фантазия на музыку» пианиста и композитора. Поэтому вряд ли стоит упрекать постановщика в пренебрежительности к документальной подоплеке и т.д., и т.п. Но вообще не в этом даже дело. Многими эпизодами тут напротив можно восторгаться. Вот я, например, пришел в полный восторг, глядя, как Яков Рафальсон, мужчина уже пенсионных лет, играет совсем юного подростка. Мальчишку Оскара, младшего среди сестер и братьев, тогда как, между прочим, их роли в «Танго» исполняет зеленая молодежь театра. Это ну, очень круто. Факт достойный Книги Гиннесса.
Или, например, зрителя завела разухабистая «Мурка» в исполнении следователя КГБ, сыгранного Игорем Чернявским. И еще «Былое увлечение» спетое министром культуры Фурцевой. Только жаль, что зал в восторг пришел вовсе не от того, как это было исполнено, а потому что вдруг запела Галина Российская. И что Чернявский тоже сподобился.
В таком спектакле как «Танго между строк» хочется, чтобы ничего не царапало, не раздражало. Тем более, что это ведь не драма какая-нибудь, очень сложная для постановки, а легкий музыкальный спектакль. Но царапает!
Хорошо было бы сочинить из всего этого спектакль «Танго в Риге», тогда не пришлось бы касаться разных советских дел. Ни военной эвакуации, ни сцены в КГБ, ни частной жизни министра Фурцевой... Странно, но все, что стало советской историей, у нас ставят, как в голливудских кинофильмах. Карикатурно или очень приблизительно, на глазок.
Я, конечно, не Станиславский, но я не верю, что сильно пившая Фурцева вот так открыто, стакан`ами хлестала водку с посетителями министерства, как она делает это в присутствии Строка. Я тоже повидал на своем веку советских офицеров, и меня тоже вызывали в КГБ (пожалуй, в те же годы, когда и Строка). Но ничего такого вычурного и несуразного в этом не было. Я понимаю, теперь принято показывать в театрах наше прошлое без всякого респекта, но зачем же превращать его в бурлеск?
А в целом, «Танго между строк» - спектакль коммерческий. По этим канонам поставленный. Какие тут могут быть претензии? Главное, что зритель рукоплещет, стоя.