«Правящие считают свой народ глупым»
Абик Элкин
17.01.2013
Латвия всегда стремится вступить туда, где нужно платить большие взносы.
"Вот посмотрите — пришла очередная пачка писем. И так каждый день! — лидер парламентской фракции "Центр согласия" Янис Урбанович показывает на аккуратно сложенные в стопки письма, адресованные именно этой крупнейшей оппозиционной партии. — Почти все послания от латышей. Мы понимаем, что многие из них не наши избиратели, точнее, даже большинство наверняка за нас не голосовало. Но они честно признаются, что им больше не к кому обратиться, поскольку своим депутатам, то есть тем, за кого голосовали, они уже не доверяют".
— О чем пишут вам латыши и нелатыши?
— Вы же понимаете, что уже само письмо — свидетельство того, к какой социальной группе относится его автор и где он живет. Ведь это не послание по Интернету, это письмо, написанное от руки и отправленное по почте. Значит, подавляющее большинство авторов — люди из провинции, как правило, пенсионного или предпенсионного возраста. Люди в отчаянии и от уровня цен, и от размера своей пенсии. Они жалуются, что пенсии едва хватает на питание, уже не говоря о покупке лекарств или об обследовании в стационаре. Они слышат бодрые заявления правительства о том, что у нас "история успеха", и не могут понять, в какой стране эти власть имущие живут. Может, это о какой–то другой Латвии речь?
В своих письмах латвийцы просят нас честно объяснить поступки, поведение тех партий, за которые они голосовали. Они не могут понять, почему их снова вот так нагло обманули? Люди спрашивают, как такое может быть: большинство народа против поспешного введения евро, а правящая элита, игнорируя позицию своих избирателей, упорно загоняет Латвию в еврозону.
— И действительно, как такое может быть?
— Меня, честно говоря, такая ситуация вовсе не удивляет. А разве было раньше иначе? Разве правящая элита прежде считалась с мнением своих избирателей? Вспомним и отъем денег у пенсионеров, и совсем свежее решение о резком повышении зарплат руководителям госпредприятий. Кажется, правящие даже и не задумывались о том, что же скажет народ, как он отреагирует на астрономическое повышение зарплат членам правлений госпредприятий.
Этническая карта бита?
— Вы говорите о том, что получаете очень много писем от латышей, которые не стесняются писать в "русскую" партию. Значит ли это, что на нынешних выборах этническую карту разыграть не удастся?
— Во всяком случае, я чувствую, что такой большой популярностью это этническое противостояние уже не пользуется. По общению с латышами, из их писем я вижу, что люди уже понимают: их просто обманули, сыграли на их чувствах, чтобы снова попасть к кормушке.
Но, конечно, те политики, которые никакой другой повестки дня предложить не могут, которые не знают, как решать насущные социально–экономические проблемы, будут и дальше пытаться эту этническую карту использовать. Что им еще остается? К тому же, давайте признаем, долгое время эта этническая карта успешно работала. Согласитесь, трудно отказаться от оружия, которое долгое время тебе верно служило, приносило политические дивиденды.
— Вот Партия реформ одним из виновных в своих политических неудачах, в снижении рейтинга считает "Центр согласия". Мол, избиратели отвернулись от Партии реформ в тот момент, когда ее лидер сразу после выборов поддержал создание коалиции с "ЦС"...
— Видите ли, популярность или авторитет нашей партии объясняется тем, что мы действуем в соответствии с данными избирателям обещаниями и в интересах своих избирателей. Мое преимущество как политика заключается в том, что я знаю своих избирателей, знаю, чего они хотят, и знаю, что они мне не позволят сделать как политику. Избиратель "Центра согласия" на каком–то этапе может быть нами недоволен, но у нас, если можно так выразиться, нет разлуки со своим избирателем. Мы реально понимаем, что люди ждут от нас. Поэтому мне остается пожелать Затлерсу и иже с ним понять, кто их избиратель и что он от них ждет.
Референдум или...
— Возвращаясь к теме евро, хотел бы спросить, что вы намерены делать в свете принимаемого сеймом закона о порядке введения евро. Ваши союзники по оппозиции "зеленые крестьяне", похоже, передумали инициировать референдум...
— "Зеленые крестьяне" в любом случае будут придерживаться скептической позиции по отношению к евро. Ведь их избиратели — это сельхозпроизводители, жизнь которых при введении евро явно не улучшится. Поэтому, думаю, "зеленые крестьяне" вместе с нами будут голосовать против законопроекта о введении евро. А вот дальше посмотрим. Есть несколько вариантов: или вместе с "зелеными крестьянами" блокировать провозглашение закона и запускать процедуру референдума, или самим инициировать сбор подписей за референдум... Все это будет ясно в конце января, когда сейм начнет принимать закон в окончательном чтении.
Ясно одно: правящие будут делать все, чтобы продавить переход на евро. Мнение народа их не очень интересует. Правящие откровенно считают свой народ глупым. Помните заявление главы минфина о том, что простым латвийцам нельзя доверять решение вопроса о евро? Это дело исключительно узкой группы лиц — экспертов. Они, правящие, уже давно игнорируют и демократические принципы, и позицию народа. Ведь согласно философии правящих у нас, оказывается, две конституции. Одна для нас с тобой, а другая с неким ядром конституции. Это ядро опять–таки не для общего понимания, а для избранных. И свои решения правящие принимают исходя из этого невидимого всем остальным ядра.
А еще, как уверяют правящие, у нас, оказывается, есть два Евросоюза. Один из бедных стран, а другой для некой элиты, к которой Латвия вполне может присоединиться. Да, правящие народу на полном серьезе говорят, что, вступив в зону евро, мы будем сидеть за одним столом с самыми успешными странами и будем на равных принимать решения. При этом премьер сам себе противоречит. Если богатые и успешные страны так хотят усадить за свой стол бедную Латвию с мизерной экономикой, то, значит, еврозона действительно в нас нуждается. Почему же тогда Домбровскис утверждает, что эта зона нужна нам, а не мы ей?
Ежели все–таки Латвия нужна еврозоне, то почему тогда мы не начнем действовать исходя из национального эгоизма? То есть не просим еврозону начать учитывать и наши интересы?
Вот Греции, которую якобы все ругают последними словами, списали часть долгов — это даже не десятки, а сотни миллиардов! Латвии же, которую все не перестают нахваливать, не могут списать даже несколько сот миллионов! Нас все хвалят, все Латвией восхищаются, но при этом... просят в срок вернуть кредиты с процентами!
Куда бы еще вступить, чтобы заплатить?
— Получается как всегда — мы куда–то в очередной раз вступаем и начинаем играть исключительно по чужим правилам. Правящим очень хочется всегда вступить туда, где нужно... заплатить большие членские взносы. Там, где от нас требуют что–то заплатить, мы всегда первые! Польша и Чехия, экономика которых с латвийской несопоставима, почему–то не торопятся спасать Испанию с Португалией, а Латвия очень спешит внести 200–300 миллионов в элитный клуб. Мы ведь богатые, у нас история успеха!
Чтобы добиться этой цели — заплатить большие взносы, правящие готовы на любое вранье. Сегодня они нас уверяют, что, мол, народ, проголосовав в 2003 году за вступление в ЕС, уже одновременно проголосовал и за евро. На самом деле вопрос о вступлении в еврозону на референдум не выносился, да и не мог выносится, поскольку договор о вступлении в ЕС правительство подписало уже после референдума. И в договоре, кстати, ничего не говорилось об обязательном вступлении в еврозону, об условиях вступления и о сроках. Говорилось только о том, что у стран есть такая возможность присоединиться к монетарному союзу. Иными словами, народ не давал правительству мандат на отказ от национальной валюты. Вступление в еврозону — это не панацея, от перехода на евро счастье не наступит. Надеюсь, что большинство латвийцев это отчетливо понимают. Думаю, что многие латвийцы даже могут сильно обидеться на пропагандистскую кампанию правительства. Ведь ее лейтмотив такой: умные люди в евро не сомневаются. А если ты сомневаешься, то ты дурак!
Если отмести всю эту пропагандистскую лапшу, которую обильно вешают на уши народу, то что останется в сухом остатке? В чем преимущества евро? Да, неплохо, что Латвия, если будет брать кредиты, сможет платить меньшие проценты. И позитивно, что обслуживание уже существующих долгов будет обходиться дешевле. Но на этом все плюсы пока заканчиваются! Нет, один плюс есть — правящие смогут сидеть за одним столом с лидерами богатых стран. Им нравится быть в этом клубе — там сухо и комфортно. Но нам что с того?!
Реформируют... сами себя
— А что происходит сейчас в правительстве? Происходят ли обещанные реформы в образовании, здравоохранении?
— Реформ много. Они заключаются в том, что министры, коалиционные политики друг друга "реформируют", что–то бесконечно делят, устраивают постоянные политические разборки. В общем, жизнь у них там кипит, только вот народу от этого не легче, и никакие реформы в тех или иных отраслях не происходят. Правящие заняты исключительно собой.
Ронис не вписался
— Что же вынудило Айвиса Рониса уйти в отставку?
— Видимо, он в этот процесс взаимных подстав и разборок не вписался. Он в этом террариуме единомышленников всем мешал... Посмотрите, что произошло в истории с повышением зарплат членам правлений госпредприятий. Соответствующие правила были приняты всем правительством, премьер двумя руками поддерживал этот процесс. Когда же случился скандал, то пострадал один Ронис, который, будучи честным человеком, стал объяснять происходящее, и в результате его сделали крайним.
Конечно, правящая коалиция в таком составе доработает до следующих выборов. Как бы они не ссорились, не грызли друг друга, им все равно вместе выгодно. Им уютно. А вот большинству латвийцев — не очень. Они ту историю успеха в реальной жизни еще не ощутили. Точнее, ощутили, но только уже в эмиграции.