Длинные ночи под свастикой
Абик Элкин
12.03.2013
Публицист и депутат Николай Кабанов стал автором фильма, посвященного нацистской оккупации Латвии
«Я не планировал выпустить фильм именно накануне 16 марта. Так совпало. Но тем актуальнее и сильнее будут звучать факты, приведенные в этом фильме», — говорит Николай Кабанов, который дебютировал в жанре документального кино.
Фильм «Ostland. Ночь под свастикой» повествует о 1418 днях нацистской оккупации Латвии. Примечательно: нацисты и их приспешники дольше всего задержались на территории союзной республики. Латвия оставалась единственной республикой, где военные действия («Курземский котел») продолжались вплоть до момента капитуляции Германии 9 мая 1945 года.
«Не оставило ли это обстоятельство неизлечимых, фатальных ран на теле нашей сегодняшней родины?» — таким вопросом в начале фильма задается Николай Кабанов. Сразу же заметим, что этот в значительной степени риторический вопрос — единственная эмоция, прозвучавшая из уст автора. Весь семидесятиминутный фильм состоит из документальных фактов и кинохроники тех лет. Есть в фильме и свидетель — это бывшая малолетняя узница Саласпилса Елена Григорьевна Грибун, которая рассказывает о том, в каких именно условиях жили дети в концлагере Саласпилс, названном уже нынешними горе–историками воспитально–трудовым лагерем. Дети жили в нечеловеческих условиях, подвергались медицинским экспериментам, их заставляли трудиться на тяжелых работах. Смертность была огромной.
Конечно, многие факты, которые приводятся в фильме, известны, пожалуй, большинству латвийцев среднего и старшего поколения. Но, во–первых, выросло уже другое поколение, изучавшее историю в «современной обработке». А во–вторых, в фильме есть и такие факты, о которых почему–то нельзя прочесть в учебниках истории. Так, например, даже увлекающиеся историей Второй мировой могут и не знать, что гитлеровцы при вхождении на территорию ЛР столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Так, красноармейцы под руководством майора НКВ Черникова организовали мощное сопротивление в деревне под Руцавой и задержали мощнейшую группировку немцев почти на 12 часов. Гитлеровцы в одном крошечном поселке потеряли убитыми 300 солдат! В окрестностях же Лиепаи краснофлотцы и рабочие отряды смогли уничтожить 2000 солдат и офицеров врага. До 7 часов утра следующего дня красноармейцы смогли сдержать наступление немцев и под Даугавпилсом. Более того, как позднее в своих мемуарах вспоминал немецкий военачальник Майнштейн, красноармейцы еще умудрялись переходить в контрнаступление.
Что происходило дальше, известно: 1 июля немцы вошли в Ригу, где их уже ждали, коллаборационизм стал процветать с первых дней смены власти. Были созданы отряды самообороны, опять–таки сугубо из добровольцев были собраны и расстрельные команды под руководством Арайса, которые сперва вообще занимались самостоятельным террором. В фильме особо подчеркивается, что Арайс, Вейсс и другие исполнители массовых убийств мирного населения при советской власти вовсе не были в загоне, репрессии их не коснулись. Поэтому ими овладевало желание выслужиться перед новыми начальниками. Так уже впоследствии поступил и генерал Бангерскис, который после революции 1917 года, как известно, успел повоевать в составе армии Колчака за единую и неделимую Россию.
Бангерскис и прочие офицеры–коллаборационисты были обыкновенными нацистскими прихвостнями, а вовсе не какими–то борцами за свободу. Тем более что никто и никогда в Третьем рейхе независимость Латвии не планировал и не обещал. «С первых же дней нацистской оккупации гитлеровцы относились к Латвии и вели себя по отношению к ней исключительно как к колонии», — напоминает Николай Кабанов.
В контексте приближающегося «дня легионера» стоит напомнить — и об этом подробно рассказывается в фильме, — что костяк будущего легиона Ваффен СС успел повоевать «за свободу и независимость» в составе гитлеровских войск еще с 1941 года. В черную страницу истории Латвии вписано и участие 16–го земгальского полка в обеспечении блокады Ленинграда в 1942 году. 17–й курземский полк участвовал в карательных экспедициях в Днепропетровске, 18–й — в Минске, 22–й Рижский — в Красном селе, а затем в Запорожье, Житомире, Варшаве…
Потом все эти вояки и влились в созданный по приказу Гимлера 23 января 1943 года латышский легион Ваффен СС. Да, позднее происходила мобилизация в легион. Тем не менее более 40 000 латышских мужчин сумели уклониться от призыва.
В фильме упоминается и такая неприятная правда: местная интеллигенция делала вид, что ничего не знает о массовом терроре в отношении евреев. Интеллигенция продолжала радоваться жизни, заниматься культурой и литературой, а заодно и принимать воззвания во славу фюрера — строителя «новой Европы».
В сегодняшней Латвии тоже распространяется миф о том, что при «немцах было в общем–то не так уж и плохо». При этом за скобками оставляется уничтожение 80 тысяч евреев, практически всего цыганского населения и 10–12 тысяч латышей, которые были уничтожены из–за своего коммунистического (комсомольского прошлого). «Идеологически враждебных» латышей в годы нацистской оккупации погибло больше, чем в первый период советских репрессий в 1940–1941 годах.
Довольно большая часть фильма посвящена и трагической судьбе советских военнопленных, которых на территории Латвии насчитывалось более 300 000! Большинство из них погибли, поскольку содержались в совершенно нечеловеческих условиях — многие военнопленные жили в вырытых ямах, огражденных колючей проволокой. «Их почти не кормили, военнопленные были вынуждены есть кору деревьев! Немцы делали все, чтобы красноармейцы просто быстрее умерли», — говорит историк А. Ржавин.
Фильм завершается горьким признанием: практически никто из видных нацистских коллаборационистов не получил возмездия. Бангерскис, Вейс, Робертс Осис, Конрадс Калейс, Вилис Хазнерс (с первых дней нацистской оккупации служил сперва во вспомогательных батальонах полиции, а потом в полиции порядка Риги) и другие видные военные преступники бежали сперва в Германию, а потом и на Запад и, что называется, умерли в своей постели. Лишь Арайс был осужден на пожизненное заключение и умер в гамбургской тюрьме, а еще один известный член команды палача Арайса Гербертс Цукурс был ликвидирован в Аргентине. На этом список осужденных палачей заканчивается.
Призывая латышей в легион, нацистские коллаборационисты говорили о «латышской Латвии», а газета TEvija выходила с передовицей под названием Visu Latvijai! Вам это ничего не напоминает?
Первый показ фильма «Ostland. Ночь под свастикой» пройдет 14 марта в 14.00 в кинотеатре K–suns. Вход свободный.