Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ария Карпова
Ирина Карклиня-Гофт
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Татьяна Колосова
Андрей Колесников (Россия)
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Сергей Николаев
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Учащиеся Вилянской русской основной школы, 1939 год

Учащиеся Вилянской русской основной школы, 1939 год

На разных языках

Абик Элкин

«Ves.LV»

06.02.2013

Вчера миллиардер Петр Авен говорил в Латвийском университете о России и Латвии, а президент страны Андрис Берзиньш — о Латвии и… Африке

Такого в Латвийском университете, наверное, еще не было — научную конференцию вуза открывали сразу два банкира. Один банкир — бывший, который нынче является президентом Латвии, а другой — действующий, но только в России. Да, перед студентами с докладами о ситуации в экономике своих стран выступили Андрис Берзиньш и Петр Авен.

Рассказ Петра Авена о ситуации в России и возможностях в связи с этим для Латвии студенты и преподаватели ЛУ слушали в гробовой тишине, что называется, с открытым ртом. Многое стало откровением. Тут бы и нашему президенту подхватить тему, но он предпочел поговорить об Африке…

Неизвестная Россия

Удивительно, но факт: латыши, и прежде всего молодое поколение латышей, слабо представляют реальную ситуацию в соседней стране. Особенно реальную экономическую ситуацию. Во–первых, потому, что мало кто из молодых латышей хоть раз бывал в России, а во–вторых — русский язык стал для многих уже серьезным барьером. И когда перед лекцией Авена проректор ЛУ спросил у аудитории, кому нужны наушники для перевода с русского на латышский, взметнулся лес рук. Разумеется, перевод понадобился не преподавателям, а студентам.

Настоящей сенсацией, а может, и холодным душем оказалось для присутствующих заявление Петра Авена о том, что российская экономика по темпам роста и по потенциалу стала одной из самых больших и успешных в мире. Невероятный, неслыханный для России подъем начался именно в ХХI веке. «Так хорошо, как в первое десятилетие ХХI века, россияне в истории страны еще никогда не жили. Даже в относительно благополучные первые годы ХХ века — до 1913–го. Начиная с 2000 года экономика росла на 10–12 процентов ВВП в год!

Когда в 1991–м году я стал министром внешнеэкономических связей России, у огромной страны осталось золотовалютных запасов на сумму — вы только вдумайтесь! — всего 60 миллионов долларов. Сегодня государственные резервы России достигли почти 600 миллиардов долларов! При этом объем государственного долга один из самых маленьких в мире — 3% ВВП. Замечу, что это долг главным образом внутренний и частных компаний. Внешних государственных долгов у России БОЛЬШЕ НЕТ ВООБЩЕ!» — сообщил Петр Авен. Он отметил, что президенту Путину и теперь уже бывшему министру финансов Кудрину удалось реализовать крайне успешную бюджетную политику.

Уровень жизни — как в Латвии

«Россия стала намного богаче, но главное — вырос уровень жизни и подавляющего большинства россиян. Сегодня доход на одного россиянина в год составляет 18 тысяч долларов. Это, наверное, не меньше, чем в Латвии. Хотя мы все знаем, что уровень жизни в РСФСР в советское время был ниже, чем в Латвийской ССР», — продолжил глава «Альфа–банка» Петр Авен. Он привел такую цифру: 10 миллионов россиян каждый год проводят свой отпуск за рубежом. «Для России это огромный показатель», — уверен П. Авен.

Конечно, мировой кризис хотя и с опозданием на год, но затронул и Россию. «Мы почувствовали кризис в 2009–м, и он прежде всего выразился в резком уменьшении инвестиций в Россию», — пояснил П. Авен. Впрочем, кризис Россия преодолела с гораздо меньшими потерями, чем большинство европейских стран, уже не говоря о Латвии.

Сейчас российская экономика тоже на подъеме. Однако, признал российский финансист, проблем у страны еще более чем достаточно. Это и колоссальный отток капитала, и недостаточность внешних и внутренних инвестиций, и нереформированные социальная и пенсионная системы. «В России пенсии продолжают платить из общего бюджета. И поскольку они каждый год растут аж на 30%, то все это создает сильное давление на бюджет», — отметил сторонник либеральной экономики П. Авен.

 

Прихватизацию народ не забыл

Он особо подчеркнул, что население считает приватизацию начала — середины 90–х годов несправедливой, и Петр Олегович во многом с этим выводом россиян согласен. «О приватизации говорят до сих пор, и это все создает определенный моральный климат в стране», — признал П. Авен. В лице России мир столкнулся с уникальной ситуацией, когда страна одновременно является и развитой, и развивающейся. «По уровню богатств, по развитию экономики и по уровню образования мы развитая страна. Зато по ситуации в социальной сфере, по уровню производительности труда мы страна развивающаяся», — пояснил П. Авен.

Российский банкир признал, что наиглавнейшая проблема его родины — коррупция. «Коррупция отравляет моральный климат в стране, тормозит развитие экономики, стимулирует отток капитала и сдерживает приход инвестиций», — убежден П. Авен. Проблемой России являются также пессимизм и страх многих россиян. «Те, у кого есть какие–то накопления, стараются их вложить, например, в покупку недвижимости за рубежом. На всякий случай. Вы это уже в Латвии тоже почувствовали, достаточно посмотреть на Юрмалу…» — сказал российский финансист.

Кстати, в своем докладе он развенчал миф о том, что сырьевая экономика для России очень опасна. «Да, конечно, цены на нефть колеблются, и Советский Союз во многом развалился по причине резкого падения мировых цен на нефть. Но это не значит, что России следует отказываться от своих преимуществ. Просто нужно, как это в свое время сделали норвежцы, в период подъема цен на нефть полученные средства складывать в кубышку. Россия уже научилась это делать, и наши финансовые резервы нынче столь велики, что позволяют безболезненно пережить даже обвал нефтяных цен», — заявил П. Авен.

Всем своим выступлением российский банкир словно говорил латвийским политикам и бизнесменам: повернитесь лицом к России, используйте свое географическое преимущество для завоевания российского рынка.

Держим путь на Африку

Любопытно, что президент Латвии Андрис Берзиньш в своем докладе о ситуации в латвийской экономике и новых вызовах в Евросоюзе о России ничего не сказал. Он призвал латвийских предпринимателей искать новых партнеров в разных частях мира, и особенно в Африке.

Впрочем, едва ли Зимбабве или Папуа–Новая Гвинея станут такими же близкими для нас странами, как Россия. Ну разве что по проценту нищих на душу населения мы сможем сравняться с отдельными африканскими странами.

Говоря о перспективах Латвии, глава государства признал: переход на евро — это вовсе не лекарство для решениях всех наших проблем. Это не заменит необходимость повышения производительности труда, создания конкурентоспособной экономики. Андрис Берзиньш считает, что и Евросоюз в целом должен провести реформу, в том числе и реформу управления. Также, убежден президент ЛР, Евросоюзу следует улучшить дисциплину — иначе и впрямь получается, что указы ЕС соблюдает… одна только Латвия.

Достаток как лучший показатель безопасности

В целом выступление президента не было очень захватывающим. Но одно его признание приятно удивило: Андрис Берзиньш убежден, что безопасность страны и ее независимость зависят от социальной ситуации. «Безопасная Латвия — это Латвия в достатке, то есть когда население чувствует себя уверенно в социально–экономическом плане», — заключил А. Берзиньш.

Надежда на диалог

Уже после своего выступления в беседе с журналистами президент несколько поправил себя и заметил, что экономические отношения с Россией для нашей страны крайне важны. Президент прав в том, что пока, к счастью, экономические отношения между нашими странами развиваются очень даже неплохо. Куда лучше, чем политические отношения.

Впрочем, вчера в разговоре с «Вести Сегодня» Петр Авен был настроен оптимистично и по поводу политических контактов. «Диалог обязательно будет продолжен. Этим летом вместе с моим латвийским коллегой Василием Мельником проведем и Деловой совет двух стран — есть целый ряд межгосударственных соглашений, которые еще ждут своего подписания. Все у нас наладится!» — заявил П. Авен. Он еще раз пояснил прессе, что личных бизнес–интересов у него в Латвии нет. «Все–таки Латвия интересна для инвестиций малому и среднему российскому бизнесу. Для крупного капитала Латвия слишком мала. С Латвией меня связывают исторические корни. Здесь я создал и свой благотворительный фонд „Поколение“, который помогает детской больнице, деятелям культуры», — сказал сопредседатель Делового совета России и Латвии.