Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Германис
Андрей Герич (США)
Александр Гильман
Андрей Голиков
Юрий Голубев
Борис Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Елизавета Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Марина Костенецкая
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Димитрий Левицкий (США)
Натан Левин (Россия)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Михаил Тюрин
Павел Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Работницы фабрики Кузнецова, 1912 год

Работницы фабрики Кузнецова, 1912 год

Проблемы «негров» шерифа не волнуют…

Элина Чуянова

«Ves.LV»


3 декабря 2012 («Вести Сегодня» № 194)

Поддержка из Европы поступит не раньше, чем русские Латвии сами всерьез впрягутся за свои права

Как уже сообщала "Вести Сегодня", недавно в Страсбурге Интергруппа Европарламента по традиционным этническим сообществам и языкам ЕС провела слушания о проблемах массового безгражданства в Латвии. Евродепутат Татьяна Жданок, которая была инициатором слушаний, выступила с сообщением о ситуации в Латвии после отказа ЦИК проводить второй этап сбора подписей за референдум по гражданству.

От Латвии во встрече участвовали активисты движения "За равные права" Юрий Петропавловский, Андрей Бердников, Александр Филей и Илларион Гирс. В своих сообщениях латвийцы обратили внимание на бесперспективность и абсурдность политики латвийских властей, нацеленной на разделение нашей страны на граждан и неграждан. Уже в который раз депутаты Европарламента и представители Совета Европы услышали, что именно массовое безгражданство в ЛР является основой политики дискриминации русского языка, школ, культуры и отстранения русских от участия в управлении страной.

О чем еще говорили латвийские гости и какова была реакция на их сообщения? Об этом "Вести Сегодня" расспросила их самих.

Самый молодой участник делегации, негражданин Латвии во втором поколении Александр Филей, на чистом французском языке привел в ходе слушаний пример своей семьи в историческом ракурсе:

— Я подчеркнул, что родился в Латвии и что не являюсь ни гражданином России, ни гражданином Белоруссии, хотя это родина моей мамы, а обладаю непонятным статусом негражданина, — рассказывает Александр. — Европейцам сложно осмыслить эту категорию, так как для них nationality в смысле "страна проживания" автоматически означает гражданство. Поэтому пришлось объяснять элементарные вещи. Заметил, что если бы подобная вопиющая дискриминация по этническому признаку имела место в современной России или Белоруссии, официальная Европа тут же ввела бы экономические санкции, но в случае с Латвией занимает слишком снисходительную позицию.

Напомнил, что современные правящие не с Луны свалились — они тоже жили в Советской Латвии и служили ей, состояли в компартии, которой и принадлежала власть в республике. А значит, и они должны нести ответственность за тот режим. Но ведь латышей из партноменклатуры никто не лишал гражданства, более того — именно они и определяли, кому давать гражданство, а кому нет!
После провозглашения независимости русскоязычное население было поставлено в заведомо неравные условия с латышами. Промышленные предприятия закрылись, по итогам финансовой реформы люди потеряли свои накопления, многие остались без средств к существованию. А чиновники, установившие новый порядок, в качестве условия получения социальной помощи требовали удостоверение о владении латышским языком. Между тем бесплатных курсов не существовало, а платить было невозможно, потому что не хватало на хлеб. Дискриминация неграждан носила политический характер, обеспечивая незыблемость этого режима на долгие годы. Но била она людей и по карману. Всем негражданам, в том числе и моей маме, в середине 90–х пришлось выкупать приватизационные сертификаты куда за большие деньги, по сравнению с гражданами…

— Я говорил о том, что на граждан и неграждан разделили не только латвийское общество, но и русских в Латвии, — рассказывает Илларион Гирс. — Это сознательное поражение в правах всего русскоязычного сообщества ЛР — вопреки всем международным нормам. Русских латвийцев лишили прав на участие в управлении своей страной и распределении с них же собираемых налогов. Имел возможность задать несколько вопросов докладчику Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Поблагодарив его за критическую оценку латвийской этнополитики, поинтересовался, как долго комиссия готова мириться с пренебрежением рекомендациями со стороны латвийских властей. Публичная часть ответа была дипломатичной: мол, комиссия от своих рекомендаций не отказывается и продолжит убеждать Латвию в необходимости их соблюдения. На вопрос о том, почему бы комиссии не назвать правящий в ЛР режим прямо в соответствии существующими правовыми понятиями — расистским, по завершении мероприятия получил прямой ответ: тогда нас закроют, комиссия должна быть дипломатичной.

В целом, судя по реакции участников интергруппы Европарламента, было видно, что понимание латвийского статуса "негражданин" как дискриминационного в Европе есть. Правда, понимание это само по себе едва ли породит перемены: удельный вес Латвии в ЕС слишком мал, чтобы ЕС всерьез озадачился решением наших проблем. В отсутствие международного осуждения антидемократического решения ЦИК об отказе в референдуме по гражданству стало ясно, что проблемы "негров" шерифа не волнуют. Русским латвийцам пора осознать, что поддержка извне поступит не раньше, чем мы сами выступим с жестким протестом против латышской этнократии. Наши оппоненты в Латвии говорят, что "эти русские хотят чего–то немыслимого, чего нигде нет". Как нет? Равные права есть всюду в Европе, кроме двух стран — Латвии и Эстонии.

— Такие встречи являются очень важными, ибо сегодняшнее противостояние русскоязычного сообщества балтийских стран только–только начинает размывать привычную европейскую трактовку борьбы меньшинств за свои права, — говорит "Вести Сегодня" Андрей Бердников. — До сих пор европейцы в первую очередь поддерживали организации и группы, отстаивающие права сексуальных меньшинств, выступающие за всевозможные формы так называемого "гендерного самовыражения", стремящиеся к увеличению социальной роли различных нигилистических субкультур и контркультур.

Однако за последние тридцать лет ситуация в мире радикально меняется, и в ЕС сегодня угнетенными являются вовсе не сексуальные меньшинства, а, скорее, группы, отстаивающие традиционные ценности. Кроме того, в странах постсоветского пространства до сих пор есть люди, полностью лишенные элементарных политических прав, как латвийские неграждане. Важно по возможности чаще напоминать европейским политикам о проблемах действительно угнетенных групп, и такие встречи являются хорошей платформой для разъяснения реальной ситуации.

— Не стоит возлагать гигантские надежды на каждое разовое мероприятие, но капля камень точит и дорогу осилит идущий, — подчеркнул Юрий Петропавловский. — На здании ЕП написан лозунг "Единство в многообразии". И нет сомнения, что многообразие будет приветствоваться и в рамках новой европейской конфигурации, о которой сейчас много говорят. Более того, в новой конструкции будет заложено еще больше многообразия, еще больше языков и еще больше прав — как отдельных территорий, так и отдельных групп. Так что вопрос притязаний русского меньшинства в Латвии — это лишь вопрос времени и нашей воли. Если уж Корсика добилась того, чего добилась сегодня, — лет 15 назад это казалось немыслимым! — то у нас впереди будущее, которое ничем не уступает нашему прошлому.