Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Вера Бартошевская
Василий Барановский
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Германис
Андрей Герич (США)
Александр Гильман
Андрей Голиков
Борис Голубев
Юрий Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Димитрий Левицкий (США)
Натан Левин (Россия)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Ина Ошкая
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
А. Преображенская, А. Одинцова
Анастасия Преображенская
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Павел Тюрин
Михаил Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Семья Абызовых в Алапаевске, начало 1920-х годов

Семья Абызовых в Алапаевске, начало 1920-х годов

Елизавета с улицы Элизабетес

Элина Чуянова

«Ves.LV»

14 марта 2012 («Вести Сегодня» № 32)
16 марта мог бы стать днем, сближающим русских и латышей
Ровно 80 лет назад 16 марта рижанка Лиза Пиленко приняла монашеский постриг и стала матерью Марией. Она получила всемирную известность, хотя к славе никогда не стремилась. Просто жила и любила людей - всех сразу и каждого в отдельности. "Это невозможно!" - воскликнет иной читатель. Но для матери Марии не было ни эллина, ни иудея. В оккупированном гитлеровцами Париже она самоотверженно спасала от смерти людей, независимо от их веры и национальности, а погибла, добровольно шагнув в газовую камеру вместе с обреченными...

Кто-то назовет 16 марта печальной, а кто-то - позорной датой в латвийском календаре. День шествия легионеров СС по главной улице с оркестром уже много лет раскалывает народ на два противоборствующих лагеря. Однако этот день вполне мог бы стать символической датой, сближающей всех нас. Потому что 16 марта исполняется ровно 80 лет с того момента, когда просто рижанка Елизавета Пиленко, приняв монашеский постриг, стала Великой рижанкой - матерью Марией.

Случайное совпадение? Верующие хорошо знают, что совпадений не бывает. И может быть, именно этой удивительной личности когда-то суждено наполнить новым смыслом и 16 марта, и латышско-русские отношения в целом...

А 15 марта, в канун этого знакового для Риги юбилея, на доме № 21 по улице Элизабетес будет торжественно установлена памятная доска с барельефом нашей удивительной соотечественницы. Именно в этом доме, в семье высокопоставленного юриста Юрия Пиленко 120 лет назад появилась на свет девочка Лиза, которая впоследствии станет поэтом Серебряного века Елизаветой Кузьминой-Караваевой, а затем - православной монахиней в миру, активной участницей французского Сопротивления матерью Марией.

Она была искренне убеждена, что "путь к Богу лежит через любовь к человеку, и другого пути нет". И своей жизнью подтвердила это. В июле 1942-го фашисты согнали 13 тысяч евреев на парижский велодром. Отсюда их должны были отправить в лагеря смерти. Несколько дней, рискуя жизнью, Мария прятала еврейских детей в мусорных баках, которые вывозили с велодрома:

Митрополит Антоний Сурожский - так же, как и мать Мария, участник движения Сопротивления - после войны получил письмо от ее соседки по концлагерю Равенсбрюк. В нем рассказывалось о последних мгновениях жизни монахини. В конце марта 1945-го, когда до лагеря уже доносилась канонада приближающегося фронта, узников начали лихорадочно уничтожать. Одна из отправленных на смерть девушек начала кричать и упираться. Мать Мария бросилась к ней со словами: "Не бойся, смерти нет!" И спокойно вошла вместе с ней в огонь. А через несколько дней лагерь освободили:

За свое каждодневное антифашистское подвижничество в годы Второй мировой войны и беспримерное мужество мать Мария посмертно награждена орденом Великой Отечественной войны. Франция чтит ее как одну из своих святых покровительниц, Иерусалим провозгласил Праведницей мира, а Константинопольский патриархат причислил к лику святых. Памятные знаки в честь матери Марии давно уже установлены по следам ее пребывания - в Петербурге и Анапе, Париже и Равенсбрюке, а в Иерусалиме на Аллее Праведников посажено "ее" дерево.

И только у себя на родине личность, которую знает и чествует весь мир, долгое время пребывала в забвении. До тех пор, пока два года назад не появилось рижское Общество матери Марии. Энтузиасты-общественники взялись увековечить место ее рождения и напомнить своим соотечественникам об уникальной судьбе - ее причастностью к Риге нам всем впору гордиться.

- С задачей мы справились и успели к сроку, - с удовлетворением признался "Вести Сегодня" сопредседатель Общества матери Марии Геннадий Котов. - Это было для нас очень важно. Ведь у матери Марии нет могилы, она была сожжена в газовой камере Равенсбрюка. Но место ее рождения известно точно. Средства собирали всем миром, открыв счет для пожертвований. Доска получилась очень красивой, из розового гранита. К ее созданию приложили руку известные мастера. Модель барельефа изготовил скульптор Геннадий Степанов, воплотил ее в камне Виктор Ванюков. Автор проекта - известный латвийский художник, медальер, "отец" латвийских монет Второй республики Янис Струпулис.

По словам Геннадия Котова, личность матери Марии вызывает искреннюю симпатию и глубокое уважение латышей. Может быть, потому, что это единственный святой человек, родившийся в Риге за всю ее историю? Человек, который, случись ему жить здесь и сейчас, никогда не делил бы людей по сортам:

- Рига дала миру множество великих людей и больших талантов, но святая у нас действительно одна, - говорит автор проекта Янис Струпулис. - Впервые я услышал имя матери Марии в 80-х годах, когда работал над циклом медалей поэтов Серебряного века. А сейчас, в процессе работы над памятной табличкой, перечитал о ней все, что есть в Интернете, и книги, которые удалось раздобыть. Это не только мощная историческая фигура, это фигура высокого, экуменического звучания. Ведь в мире даже христиане делятся на католиков, лютеран, православных и старообрядцев, и между ними подчас не слишком много понимания. Идут канонические споры, сколькими пальцами надо креститься, у кого религия правильнее. Но на самом деле противоречия надуманные - основа-то у всех единая. Не говоря уже о национальностях. Посмотрите, среди христиан - люди со всего мира, люди разноязыкие и с разным цветом кожи! Когда я был в Риме, в церкви Святого Петра, там рядом молились литовцы, поляки и выходцы из Африки, Малайзии и Латинской Америки. Мать Мария никогда не смотрела не то чтобы на национальную и конфессиональную принадлежность, она совершенно одинаково относилась к людям разных взглядов: когда нужно было помочь, для нее не существовало ни различий, ни условий. Это была безграничная и безусловная любовь к людям:

От Марии до Терезы

Митрополит Евлогий (Георгиевский), постригая Елизавету в монахини, сказал пророческие слова: "Посылаю тебя в мир, к людям: в пустыню человеческих сердец. Ты будешь оскорблена, осмеяна, оклеветана, ты пройдешь через многие горькие испытания, - все это знаки жизни, отданной Богу: Радуйся, ибо велика награда на небесах". Так и произошло. А через год после гибели матери Марии ее подвиг монашества в миру продолжила всем известная мать Тереза (Калькуттская).


"Вести Сегодня", № 32.