Дом Маргариты
Ольга Дорофеева
Не каждой женщине случается стать мамой, но у каждой есть шанс полюбить. Полюбить сильно, на всю жизнь. Как это случилось с рижанкой Еленой Сергеевной урожденной Нюренберг. Она стала прообразом знаменитой Маргариты из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
К дому знаменитой Маргариты приглашаю на прогулку Вас. Это почти в начале улице Элизабетес. С одной стороны великолепный ухоженный парк, с другой — роскошные дома столетней давности. Они построены в основном в 80-х годах 19 века модными тогда архитекторами. Эти жилые дома с большими благоустроенными квартирами, сдавались в аренду. Электричество, газ, водопровод и телефон стали обязательными для домов улицы Элизабетес, как и для всего Бульварного кольца, и здесь в этом районе была устроена первая в Риге централизованная канализация. На улице Элизабетес селились только состоятельные горожане , особенно в начале ее и в районе бульваров. Эта была модная и дорогая улица. Кроме того, улица считалась выражаясь современным языком, экологически чистой. Ее прозывали еще променадной. Близость реки и парка создавали благоприятные условия для здоровья жителей Элизабетес. К тому же автомобили на рижских улицах до Первой мировой войны были еще экзотикой, воздух не загрязняли, и рижские врачи прописывали горожанам в качестве процедуры для поправки здоровья прогулки по улице Элизабетес. В советские времена проезжую часть улицы по утрам поливали специальные поливальные машины и движение транспорта на этом участке ограничивали. Теперь здесь комфортно прогуливаться только в выходные дни, когда интенсивное движение транспорта затихает.
Дом Маргариты — это огромный красивый дом на углу улиц Элизабетес и Виландес . Архитектор Барановский в своей энциклопедии называет это здание самым красивым в центре Риги до Первой мировой войны Дом спроектирован архитектором Рудольфом Цирквицем в 1899 году.
И хотя официальный адрес этого дома Виландес 1, его главный фасад выходит на улицу Элизабетес . Здание выделяется из общей застройки огромной угловой башней. На фасаде дома богатый пластический декор. Над окнами нависают зловещие маски. Популярна версия, что задача этих масок — защищать обитателей дома от злых сил. Многообразные и загадочные скульптуры будят воображение. Дом действительно воспринимается мистически, что соответствовало духу той далекой эпохи на излете века девятнадцатого . Дом изначально принадлежал автору проекта архитектору Цирквицу. Сам он жил на второй этаже. Из определенных мест своей огромной квартиры он мог слышать, при желании, разговоры жильцов дома с разных этажей. В чем однажды я убедилась лично. Квартиры здесь были площадью по 300 квадратных метров. Высота потолков 3 метра 70 сантиметров. Здесь все дышало красотой. Просторные холлы, в каждой комнате красивые кафельные печи, дубовый паркет, фарфоровые ручки окон, украшенные цветочным узором. Потолки и верхняя часть стен декорированы тонко исполненной лепниной. В такой красивой среде выросла Елена Сергеевна - муза и жена писателя Михаила Булгакова.
Ее отец ,Сергей Маркович Нюренберг, был крупным чиновником и мог позволить себе проживание в этом роскошном доме на бельэтаже в благоустроенной квартире № 1. Сергей Маркович был также членом русского просветительского общества, слыл заядлым театралом, писал критические статьи о театре. В доме всегда бывало много артистов. Елена , ее сестра Ольга и братья росли в творческой атмосфере, сами ставили пьесы и играли в них. Домашние спектакли были приняты тогда в рижских интеллигентных семьях.
Елена училась в одной из лучших рижских школ, в Ломоносовской гимназии. Но «отлично» имела только по закону божьему и истории. Исследователь творчества Михаила Булгакова Мариэтта Чудакова писала, что когда много позже Елена Сергеевна и Михаил Булгаков сверяли свои аттестаты, оказалось, что у него тоже
только две пятерки — по закону Божьему и географии. Гимназию Елена Сергеевна не закончила. Но видимо знания, полученные в школьные годы, были основательными. Потому что в зрелой жизни она переводила с других языков художественную литературу. Переведенный ею с французского роман Андре Моруа «Жорж Санд», издавался несколько раз. Она помогала Булгакову в работе над романом «Мастер и Маргарита». Имя одного из главных персонажей «Воланд» возможно образовалось от названия улицы Виландес. В романе есть такой отрицательный персонаж - барон Майгель. Я обнаружила, что владельцем соседнего дома по Элизабетес, вплотную примыкающего к дому и квартире, в которой жила Елена Сергеевна, был немецкий аристократ Майдель. Совпадение имен быть может не случайно.
Из Риги семейство Нюрнбергов переехало в Москву в 1915 году. Уже шла Первая мировая война. Много рижан покинуло тогда Ригу. Эвакуировались предприятия в вглубь России, переводились учреждения. К осени 1915 года к Риге подходили. кайзеровские войска.
В Москве Елена помогала отцу в его работе по налоговым вопросам. Через три года вышла замуж за скромного военного чиновника, который через год стал адъютантом командующего 16-й армии Евгения Шиловского. Шиловский, потомок древнего княжеского рода, принял советскую власть. Стал специалистом генштаба. Сразу же получил в Москве квартиру и удостоверение о льготах. Елена Сергеевна познакомилась с ним через мужа. Шиловский, молодой и красивый, влюбился в нее с первого взгляда. Через год после развода Елены они поженились. Чудакова, автор биографической книги о Булгакове, отмечает, что разрешение на второй церковный брак давал сам патриарх Тихон. А племянник Елены Сергеевны утверждал, что в стремлении «устроить свою жизнь» ею всегда руководили расчет и огромная воля.
С Михаилом Булгаковым Елена Сергеевна встретилась впервые на Масленицу зимой 1929 года у друзей. Елена Сергеевна подружилась с женой Булгакова и зачастила в их дом. Тайный роман между Булгаковым и Еленой возник быстро. У Шиловского возникли подозрения, и он запретил жене встречаться с писателем. Они не виделись год. А когда встретились, уже больше не расставались. Елена Сергеевна оставила мужа. Шиловский был в отчаянии. И однажды едва не застрелил писателя.
Ей могли бы позавидовать многие. Жила в престижном доме, где были квартиры высшего руководства страны,, вела роскошный светский образ жизни, имела прислугу, были дети и любящий муж . Все это она бросает и уходит к нищему, неприкаянному писателю, которого не брали на работу даже типографским рабочим. Елена Сергеевна, всегда аккуратная, ухоженная создала в доме уютную, спокойную атмосферу. У нее всегда были домработницы, поэтому она могла помогать мужу — писала под диктовку его новые сочинения, организовывала встречи с приятными и полезными людьми. Неожиданную информацию Мариэтте Чудаковой прислала первая жена старшего сына Елены Сергеевны Тубельская. «Сейчас произнесу крамольнейшую мысль, пришедшую мне в голову,» пишет она - «а не имела ли Елена Сергеевна особого задания? Откуда такая роскошь в ее жизни с Булгаковым? Ведь временами он почти ничего не зарабатывал. Откуда дорогие огромные флаконы «Гэрлен» и «Шанель», когда их в Москве никто не видывал? Откуда шуба и прекрасная одежда, обувь от Барковского? Откуда возможность принимать многочисленных гостей, посещать приемы в американском посольстве, принимать дома американцев, да и тех же осведомителей, подписывать договоры на издания за границей? Почему так активно взяла в свои руки все дела Михаила Афанасьевича? Почему так быстро покинула обеспеченный дом Шиловского, разделила сыновей и последовала за сомнительным будущим с Булгаковым?. И дальше высказывает свое предположение « думаю, что у нее была уверенность в незыблемости собственных доходов. И необходимость следовать некоему приказу. Почему после смерти Михаила Афанасьевича так резко, впервые в ее жизни наступили финансовые трудности? Не потому ли что отпала необходимость в ее услугах? И еще Елена Сергеевна долго уговаривала Булгакова написать пьесу о Сталине».
Существует еще одна догадка по поводу связи Елены Сергеевны со спецслужбами: донесения в НКВД она составляла при участии, а быть может под диктовку мужа. Согласно этой версии Елена Булгакова была двойным агентом: Лубянки и своего мужа. Но это только предположения. Секретная папка Булгакова до сих пор под запретом.
Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич прожили вместе всего 8 лет. Михаил Булгаков, врач по профессии,знал как он будет умирать и просил Елену Сергеевну обо одном «Хочу умереть у тебя на руках. Сначала мне откажет зрение, потом будут провалы в памяти». Когда Булгакову стало совсем плохо и было ясно, что жить осталось ему немного, среди прочих друзей к нему пришел проститься Александр Фадеев. После его ухода Михаил Афанасьевич сказал жене: «Мне кажется ,он положил на тебя глаз. Когда умру, можешь завести с ним роман». Елена Сергеевна тогда возмутилась, но после смерти Булгакова спустя какое-то время на долгие годы стала подругой Фадеева. Она сохранила архив Булгакова и благодаря ей роман «Мастер и Маргарита» все-таки был издан и стал культовой книгой нескольких поколений.
Рижский «Дом Маргариты» теперь отреставрирован. Его хозяином стал Дрезденский банк. Несколько лет мне довелось прожить в этом доме в квартире, где когда-то жила Елена Сергеевна. Правда тогда я не знала еще об этом. Но мистику дома ощущала на себе в разных проявлениях. И думаю, что, настоящей «нехорошей квартирой», описанной в романе была не московская квартира на Садовой, куда совершается паломничество поклонников романа «Мастера и Маргариты», а рижская квартира на Виландес, где провела свою юность красивая и харизматичная женщина, муза великого писателя Михаила Булгакова - Елена Сергеевна Булгакова — прообраз знаменитой Маргариты.
Всем любви и хорошего весеннего настроения.