Ангел–хранитель скульптора Васильева
Илья Дименштейн
Вести Сегодня, 15.10.2013
Не стало Ирины Михайловны Васильевой — мамы выдающегося скульптора Игоря Васильева. Несколько месяцев не хватило ей до круглого юбилея — 100 лет.
Несмотря на почтенный возраст, она почти до самых последних дней сохраняла активность: на столике в ее квартире в Вецаки, на улице Пуйкулес, всегда лежали новые книги. Очки она не носила, сохраняла острый ум, четкость мысли.
— Старческий маразм подкашивает тех, кто перестает мыслить. Мысль, духовность — вот что не дает стареть, — повторяла Ирина Михайловна.
Когда я собирал материал для книги о ее сыне, скульпторы, художники, искусствоведы рассказывали и о ней. Она была не просто матерью — другом, духовным наставником.
Васильевы переехали в Ригу в 1953 году, после смерти Сталина. Тут жила мама Ирины Михайловны — скульптор Ольга Пенерджи. Необычной фамилии и внешности они обязаны караимским корням. Состоят в родстве с Майкапаром — табачным королем довоенной Латвии, сосланным в 1941–м в Сибирь. В ссылке оказалась и Ирина Михайловна. В 1934–м они с однокурсниками решили впятером написать роман — по примеру Ильфа и Петрова. По сюжету враги подготовили террористический акт против всего правительства, но в последнюю минуту НКВД все это раскрывает. А тогда только что убили Кирова. Вскоре их самих арестовали и обвинили в терроре. Ире было 20 лет. Арестовали и мужа, с которым они были всего год женаты. Террор отпал, но пришили «контрреволюционную агитацию в группе». Сослали в Казахстан. Вышли они через пять лет — почти одновременно. Еще до войны вернулись в столицу. Муж был тренером по верховой езде, знал толк в лошадях, а скачками увлекался Василий Сталин, сын вождя. Муж Ирины Михайловны объезжал лошадей Василия, помогал делать ставки на скачках. В знак признательности тот подарил ему щенков своей любимой собаки. Василий часто бывал в их квартире в Тушино, где находились дома ДОСААФ. Двоюродная сестры Ирины Михайловны рассказывала мне, что он был влюблен в Ирину — она была очень красива. Но после смерти Сталина в 1953–м, когда над близкими вождя начали сгущаться тучи, Васильевы решили не искушать судьбу и оставили столицу. Слишком хорошо знали, что такое репрессии.
В Риге вначале жили на улице Кирова, нынешней Элизабетес, на квартире у мамы Ирины Михайловны, а в 1960–м переехали в Вецаки, где им выделили небольшой участок земли. Там, возле леса, мать с сыном вдвоем, без помощников построили одноэтажный домик из газобетона. На долгие годы он стал и квартирой, и мастерской Игоря Васильева.
Способности Игоря к ваянию заметили еще в столице. В Риге бабушка показала работы 13–летнего внука академику Залькалну. Того поразили необычные способности мальчика, и ему разрешили посещать занятия в Латвийской академии художеств. Как вольнослушателю. Случай, не бывалый в истории академии: абитуриент учился в 7–м классе…
Многих своих героев Игорь Васильев ваял в этой мастерской в Вецаки: композитора Арама Хачатуряна и драматурга Алексея Арбузова, шахматистку Нону Гаприндашвили и звезду балета Мариса Лиепу, эстонскую поэтессу Вийви Луйк и исполнителя Шерлока Холмса Василия Ливанова… Ливанов дружил с Васильевым — нередко останавливался в Вецаки, бывал у него в Москве и скульптор. Не случайно надгробный памятник на могиле своем отцу Ливанов заказал делать именно Васильеву.
Игорь Васильев ушел на пике известности, в 1997 году. Побывал в Израиле, поклонился святым местам и привез непонятную болезнь.
— Сгорел за 20 дней, — рассказывала его мама. — Никто не мог понять, в чем дело. Шла кровь отовсюду. Кашляет с кровью, порежется — кровь не остановить…
Васильеву было 57 лет. Прах сына, по его завещанию, опустили в волны Рижского залива…
Мария Александровна Миронова после смерти сына Андрея произнесла: «Все. Это моя Хиросима». Такой же Хиросимой стала смерть единственного сына и для Ирины Михайловны. Но она не опустила руки, не покорилась судьба. Мастерская ее сына, где хранилось более ста его работ (третья часть наследия), стала настоящим домом–музеем. После его ухода все эти годы народная тропа сюда не зарастала: приходили студенты, скульпторы, любители искусства, журналисты, документалисты. И для каждого у Ирины Михайловны оставалось время, чтобы рассказать о сыне.
Не представляю, как матери пережить смерть сына. Но теперь они снова встретятся. Уже навсегда. Спасибо вам, Ирина Михайловна, за то, что вы сделали на земле!
* * *
Кремация Ирины Михайловны Васильевой состоится 16 октября в 13 часов в Малом зале Рижского крематория.