А русский мир, был, есть и будет!
Элина Чуянова
Вести Сегодня, 8 октября 2014 года
Личное мнение
Открытое письмо
журналиста
к недепутату
В первый день октября звонки раскалили мой телефон. Звонили близкие, знакомые и те, о ком уж и думать забылось. Русские, евреи, латыши. Украинец, в детстве переживший Голодомор. Бывшие фронтовики, инженеры, врачи, учителя. Подписчики «Вестей Сегодня». Все они задавали один и тот же вопрос: что произошло с вашей Еленой Слюсаревой?»
Задолго до публикации «А мир теперь уже не русский...» было понятно, что у тебя, Лена, перпендикулярный взгляд на украинский конфликт, который ты называешь войной России с Украиной. Твои родные живут на Донбассе, вдоль российской границы. Больно и страшно, там самое пекло. Возможно, личный фактор и сыграл с тобой злую шутку, перевернув с ног на голову все представления о мироустройстве. Иначе как объяснить, отчего умный и честный журналист винит в ужасах Юго-Востока не амбиции вороватых украинских компрадоров, проплаченных «печеньками» от мирового жандарма, а Россию? У многих из нас в тех краях тоже живут не чужие нам люди. Под Луганском — дом моей однокашницы. Она сразу понятно объяснила, что Донбасс встал на дыбы после запрета на русскую мову: мы, мол, даем стране угля, а они нас вздумали хватать за язык. Когда украинская армия начала обстреливать жилые кварталы, она с семьей спустилась в подвал и на связь выходить перестала. Но пока ыходила, четко знала, кто виноват и кому она предъявит счет. Если выживет...
Россия — агрессор? Тогда почему Луганск и Донецк ровняет с землей армия Незалежной? Зачем Украина воюет со своим народом, уничтожает свое добро — дороги, коммуникации, школы, больницы? Разоряет храмы, глумится над священниками, оскверняет святые места? Сжигает и режет своих соотечественников, соседей? Как с этим быть? Нацгвардия? Неформальные банды? А кто их нанимал, поощрял и науськивал? Тут снова вопрос к смежникам — властям Украины.
Или к Путину? Может, он и сжигал? Или — сами себя, как в Одессе?
А что, кстати, с малазийским боингом? Кто же его в итоге сбил? Опять Путин? Даже некоторыее журналисты-англосаксы не скрывают, что расследование затягивается по той простой причине, что «русский след» не просматривается, хотя задача поставлена...
Про российскую военную технику, утюжащую дороги украинского приграничья, и вовсе получилось в духе Джен Псаки, которая еще недавно на голубом глазу уверяла публику, что газ идет из Европы в Россию через Украину. Если бы про военную технику было правдой, эпические картины российского вторжения — как минимум со спутника — уже давно бы облетели весь мир. Слишком много заинтересованных стран, групп, лиц...
Но смотрю CNN, отслеживаю ВВС (не говоря уж о Euronews), силясь увидеть хоть один репортаж-онлайн или кадр с реальными лицами и настоящей российской техникой, — ноль. Никаких фактов — одна словесная диарея.
Миссия ОБСЕ вообще побывала на месте — и снова пшик. Как так? Было бы что — раззвонили бы на всю Ивановскую.
Елена, ты называешь присоединение исконно российского Крыма... аннексией, лукаво опустив весенний референдум. Очевидно, назвать массовое волеизъявление людей оккупацией, фикцией и подлогом пока еще не позволяют остатки совести...
К слову, в апреле на Рижском экономическом Форуме, подыгрывая оппозиционному российскому экономисту и политологу Михаилу Делягину, я задала ему вполне либеральный вопрос: «А почто Крым-то отжали?» На что он, далеко не приверженец Путина, растерянно развел руками: «А что ему было делать? Это хлопотная неожиданность для России. Крым сам упал нам в руки, как перезревшая груша». И наблюдая сейчас, как правительство РФ — теперь уже с поправкой на Крым — вынуждено корректировать свои социальные программы в сторону урезания, ясно, что это правда.
Понимаю, истина — всегда многогранна и многолика и у каждого из нас она своя. Если
перейти на наши латвийские реалии, которыми ты — уроженка Украины и ее патриотка — так смело оперируешь, то ведь есть своя правда и у фанатов летчика Второй мировой Герберта Цукурса, который даже удостоился памятной марки на латвийских конвертах. Ну а почему нет? Они до сих пор уверены, что он, убивая еврейских детей, боролся за независимость Латвии. Интересно, знал ли об этом он сам?
А русских Латвии ты зря пнула. Да, мы пока слишком разные, чтобы объединиться в целое. Да, наверное, инертны. Украины на нас нет!
Вот смотри, есть ты, Лена. Украинская латвийка? Или латвийская украинка? А может быть, русская Латвии? Или европейская русская с украинскими корнями? Тебе лучше знать. Но твой родной язык все равно — русский. Есть я — полячка по отцу и характеру. Но в Латвии я стопроцентно русская. Есть коллега-украинка: темпераментная, шебутная, но искренняя, и за русское дело горло перегрызет. Есть латыши, сочувствующие России. Есть евреи и немцы, которые читают наизусть Пушкина и Ахматову, цитируют Бердяева и Солженицина — так, как нам с тобой и не снилось.
Так что мир все еще русский. И он будет жить, пока живы мы...