Встреча в Рижской Духовной Семинарии
Андрей Голиков
ПСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
8 августа, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, в стенах Рижской Духовной Семинарии состоялась лекция кандидата исторических наук Константина ОБОЗНОГО
«70 лет со дня создания Патриаршим Экзархом Прибалтики Митрополитом Сергием (Воскресенским) Псковской Духовной Миссии».
На лекцию пришли священники и православные верующие.
Лекция была открыта молитвой и многолетием, возглашенным присутствующими Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру, Преосвященнейшему Епископу Александру, всем православным пастырям Латвии и всем православным христианам.
Лекция предварялась и заканчивалась просмотром выставки, посвященной Псковской Духовной Миссии, на которой были представлены такие экспонаты, как
орден Псковской Миссии,
личные вещи и книги миссионеров,
список священников–миссионеров из Латвии и их фотографии,
а также книги и фильмы, созданные на тему Псковской Миссии.
В начальном слове, представлявшем тему лекции, протоиерей А.Голиков рассказал о факторах, предшествовавших созданию Миссии. В их числе было, во-первых, укрепление и расширение Латвийской Православной Церкви, совершенное священномучеником Архиепископом Рижским Иоанном (Поммером) и его сподвижниками: ректором Рижской Духовной Семинарии протоиереем Иоанном Янсоном, настоятелем кафедрального Собора, издателем журнала «Вѣра и Жизнь» и руководителем Русского Православного Студенческого Единения протоиереем Кириллом Зайц и многими другими пастырями и деятелями. Во-вторых, Псковская Епархия, из которой, трудами псковских викариев – епископов рижских Иринарха (Попова), святого Филарета (Гумилевского), Платона (Городецкого), некогда родилась Латвийская Православная Церковь и которая количеством приходов и священников в три раза превышала Латвийскую Церковь, советской властью была почти полностью уничтожена. В-третьих, с началом Великой Отечественной войны у Экзарха Прибалтики Митрополита Сергия (Воскресенского) появилась возможность возродить церковную жизнь на оккупированных немцами территориях, где проживало около двух миллионов русских людей, и после достигнутой договоренности с немцами он создал для этой цели Псковскую Миссию: вначале в составе 15 священников, диаконов и псаломщиков, а затем – всего около 40 миссионеров из Латвии. Эта «малая закваска – всквасила все тесто». За два с половиной года Псковская Епархия была полностью восстановлена!
Какие уроки и выводы предлагает нам история Псковской Миссии?
Современным священникам следует научаться у псковских миссионеров–священников следующему:
– миссионеры за каждым богослужением, даже требным (крестины, панихиды, молебны) совершали проповедь с катехизацией,
– они работали с молодежью и детьми, создавая кружки и сообщества
– преподавали Закон Божий в школах,
– активно издавали духовные листки и журналы,
– посещали лагеря военнопленных, когда это разрешалось немцами,
– проповедывали по радио,
– и, главное, священники с утра до позднего вечера самоотверженно служили, не ожидая вознаграждения – таково было распоряжение Экзарха.
Этот практический опыт работы псковских миссионеров мы должны сегодня использовать. Известный современный псковский священник протоиерей Олег Тэор сказал, что «псковские миссионеры несли псковитянам жизнь – ибо Церковь, Христос – есть Жизнь и жизнь с избытком».
Советская власть после войны арестовывала миссионеров как врагов народа, сотрудничавших с немцами. Но все их сотрудничество заключалось в том, что они находились на оккупированной немцами территории. И на самом деле миссионеры служили Богу, Церкви и народу Божьему.
Эту унаследованную из сталинского времени ложную установку на деление русских по их принадлежности к Латвии, Америке или немецкой территории, надо изжить. Русские православные везде, где бы они ни находились, – русские и должны друг другу помогать. Надо закончить деление на белых и красных, на черных и зеленых.
Латвийская Православная Церковь вправе гордиться священниками Псковской Миссии, совершившими в годы Великой Отечественной войны подвиг.
С духовной точки зрения: что совершила Миссия?
Народ вновь начал каяться, молиться, просить у Бога прощения, и Бог простил Россию и дал победу русскому оружию!
Лектор Константин Петрович Обозный, автор книги «История Псковской Православной Миссии 1941-1944 гг.» и множества статей о Миссии, отметил, что начало действия Миссии совпало с праздником Преображения Господня. Первое богослужение миссионерами было совершено в Псковском Свято-Троицком кафедральном соборе в день Преображения Господня, затем двумя тысячами верующих был совершен крестный ход, во время которого пелись стихиры Пасхи. Ибо началось Духовное Воскресение Псковской Земли.
Возрождение состоялось в колыбели Русского Православия, ибо Псков – Ольгина земля, место рождения св. равноапостольной великой княгини Ольги, первой среди руководителей русской земли принявшей Святое Крещение.
Лектор ответил на сложный вопрос о том, кто же был инициатором создания Псковской Миссии. Митрополит Сергий? Оккупационные власти? По мнению архимандрита Кирилла Начиса – инициатором был сам русский народ. Отец Алексий Ионов говорил, что миссионеры вместо духовной пустыни, которую они ожидали увидеть – узрели напряженную духовную жизнь. К моменту приезда миссионеров псковитяне многие храмы уже очистили, убрали – приготовили к богослужению.
Когда миссионеры, перевозимые немцами в сером военном автобусе, 18 августа 1941 года пересекали границу Латвии и России, они все встали и запели Пасхальные Каноны!
Экзарх Прибалтики Митрополит Сергий действовал канонически мудро и правильно. Учитывая, что территория Пскова находилась под юрисдикцией Митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), он воспользовался Указом свт. Патриарха Московского Тихона от 7/20 ноября 1920 г. за № 362, по которому, в случае утраты церковной территорией центрального управления, этой территорией временно может управлять епископ соседней церковной территории. На этом основании он и учредил Псковскую Миссию.
Так же мудро Митрополит Сергий убедил оккупационные власти в том, что не надо разрывать отношений с Московской Патриархией, и всегда в церквях Экзархата, а также в Псковской Миссии поминали Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского). Когда же руководитель Советского государства И.В.Сталин, несколько изменив свое отношение к Церкви, разрешил выборы Патриарха, немцы стали требовать от Митрополита Сергия (Воскресенского) отречься от Московского Патриархата, и он был вынужден отказаться от открытого поминовения Московского Патриарха Сергия за богослужениями в церквях Экзархата. Однако сам он до последних своих дней поминал Его на Литургии и считал себя Его послушником.
К началу 1942 года Псковская Миссия открыла 220 храмов при 77 священниках, к концу 1943 года – более 400 храмов при 150 священниках, и хотя эта цифра не достигла значения числа храмов до революции, в советское время Псковская Епархия количеством храмов превосходила все остальные епархии Московского Патриархата.
Храмы на Псковщине всегда были переполнены. Отец Георгий Тайлов, когда один из его собратьев–пастырей приехал служить в Псковской Миссии, советовал ему: «Проси Чашу побольше», так как на всех богослужениях было очень много причастников, то есть была воцерковленность народа – его горячее желание участвовать в Таинствах.
После эвакуации в феврале 1944 года миссионеры-священники участвовали во Внутренней Миссии по духовному окормлению беженцев в Литве, Латвии и Эстонии. После эвакуации в Германию многие из них служили в Лагерях перемещенных лиц (DP).
Основным итогом деятельности Псковской Миссии стало восстановление церковной структуры. К осени 1942 года в Миссии было 8 благочиннических округов. Главным было то, что «Миссия вдохнула Дух Божий в русский народ».
Сталин не смог игнорировать «духовный взрыв», происшедший в немецкой оккупации, и стал менять свое отношение к Церкви.
Далее лектор рассказал об активном служении мирян-верующих. Ростислав Владимирович Полчанинов – организатор скаутского движения, был преподавателем Закона Божия. Петр Ильин, сирота, воспитывавшийся о.Георгием Бенигсеном, после войны стал священником. Мира Федоровна Яковлева была преподавателем.
Лектор рассказал также о некоторых немцах, которые, в противоречие нацистской официальной идеологии, своими действиями помогали Псковской Миссии, например, о секретаре Митрополита Сергия Иване Давыдовиче Гримме.
Псковская Миссия использовала решения Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг. «О широком участии мирян в миссионерстве».
Действия Экзарха Прибалтики Митрополита Сергия (Воскресенского) и Псковской Миссии были в какой-то мере признаны Синодом РПЦ. Летом 1944 года все рукоположения Экзарха Сергия в Прибалтике и Псковской Миссии были признаны каноническими.
Вопрос о том, кто убил Митрополита Сергия (Воскресенского), остается открытым. Известный русский историк М.В.Шкаровский считает, что акция убийства была спланирована рижским гестапо. По мнению историка священника о.Ильи Соловьева – это было делом рук диверсионного отряда, посланного из СССР. Протоиерей Николай Трубецкой дал свидетельство о том, что бывший партизан признался ему в убийстве Митрополита Сергия.
Уникальность Псковской Духовной Миссии должна побудить нас к изучению этого выдающегося явления в церковной жизни и стараться его опыт прилагать на практике.
По окончании выступления все присутствующие аплодировали лектору.
Духовник Рижской Духовной Семинарии игумен Макарий поблагодарил лектора, сказав, что во всех православных церквях Латвии молятся о Митрополите Сергие (Воскресенском) и Псковских Миссионерах.
Благодарная аудитория преподнесла К.П.Обозному цветы и подарки.
В заключение собрание
возблагодарило Господа и Пресвятую Богородицу
и пропело ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ
Митрополиту Сергию и Псковским Миссионерам.
Протоиерей Андрей Голиков.