Андрис Берзиньш: «Нам всё равно жить вместе!»
Абик Элкин
9 февраля 2012 («Вести Сегодня Плюс» № 12)
Президент Латвии о референдуме и о шагах навстречу друг другу
"Ко всем вопросам нужно подходить по-человечески", - эту фразу в процессе интервью президент повторял многократно. Создалось ощущение, что Андрис Берзиньш действительно надеется вразумить политиков, напирая именно на человеческий фактор.
Реально ли это? Поживем - увидим. А пока мы, накануне референдума, попросили главу государства оценить сложившуюся ситуацию и попытаться ответить на вопрос, что делать после 18 февраля.
- Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию? Действительно у нас, как выразился один из политиков, уже бушует пожар?
- Я по-прежнему убежден, что этот языковой вопрос кажется архиважным, интересным главным образом для политиков. Большинство же латвийцев волнует прежде всего их рабочее место, зарплата, решение бытовых проблем. Только что побывал в Латгалии, где люди обеспокоены новым порядком ввоза акцизных товаров, они не знают, что делать в свете введения декларации о доходах. Например, декларацию должны заполнять и те, кто брал кредит, но реально многие из должников по кредиту уже в Латвии не находятся... Проблем масса, и они в первую очередь занимают людей. Но, конечно, когда дело дошло до референдума, то это вызвало у людей беспокойство. Что будет дальше? Поймите: у латышей нет другой страны, другого места на карте, где они бы могли сохранить, развивать и использовать свой язык.
- Не считаете ли вы, что политики должны взять на себя ответственность за сложившуюся ситуацию, за то, что они не могли или не хотели общаться с нелатышской частью населения?
- Здесь проблема намного глубже. Политики зачастую не чувствует связи с простыми латвийцами. Это объясняется тем, что в партиях у нас состоит ну очень мало людей, и в итоге это чувство ответственности пропадает. Я лично политическую ответственность понимаю очень просто: если ты не справляешься со своими обязанностями, то: уйди в сторону. У нас таких случаев, когда политики добровольно уходят в отставку, крайне мало.
Что же касается общения с нелатышской частью общества, то я не думаю, что политики сознательно старались не обращаться к русскоязычным. Скорее они были увлечены другим: как бы себя политически приподнять, заработать на громких заявлениях политический капитал, при этом не думая о последствиях. Когда же эти последствия наступили, тут уже политики закричали: "Ай, ай, пожар!"
- Накануне нашей встречи под вашим патронажем прошла дискуссия по сплочению общества. Религиозные деятели даже призвали латышей и представителей нацменьшинств принять нечто вроде соглашения о примирении. Вы поддержали бы такую инициативу?
- Я вообще полностью согласен со всеми предложениями, которые прозвучали во вторник из уст уважаемых представителей религиозных конфессий. Согласен, что можно было бы сделать православное Рождество праздничным днем в стране. Не хочу давить на сейм, на депутатов, но полагаю, что этот вопрос можно решить довольно быстро. Если для очень значительной части населения этот день - 7 января - является важным, значимым, то государство могло бы пойти навстречу. Нужно пытаться такие проблемы решать по-человечески!
- Что бы вы хотели сказать русскоязычным накануне референдума?
- Прежде всего мы должны относиться друг к другу по-людски, должны понять, что нам всем все равно жить вместе, бок о бок. Для латышского народа вопрос языка, его развития является очень важным, только на этой маленькой территории мы можем его развивать. Поэтому латышский язык был и останется одним из фундаментов этой страны. Со своей стороны я буду делать все возможное, чтобы государство помогло людям лучше освоить латышский.
Еще раз хочу подчеркнуть: мы в Латвии можем и дальше жить нормально, у нас не было никаких конфликтов между людьми разных национальностей. И я не вижу, почему, ради чего мы должны теперь ссориться и отравлять жизнь сами себе?!
- Первоначально вы заявляли, что не будете участвовать в референдуме. Однако в последние дни вы свою позицию поменяли. С чем это связано?
- Да, я действительно был убежден - и как человек свою позицию не изменил, - что это совершенно абсурдная инициатива, совершенно абсурдный референдум. Однако события в стране начали развиваться таким образом, что был вынужден свое мнение поменять. Политики создали настоящий хаос, и в этой ситуации я как президент уже не мог оставаться в стороне, поэтому пришел к выводу, что должен участвовать в референдуме и голосовать против второго госязыка. Как сказали древние, свое мнение не меняют только мертвые и дураки. Если ситуация меняется, то разумный человек должен делать выводы и реагировать сообразно ситуации.
- На днях вы заявили о необходимости реформировать нашу систему госуправления. Не намерены ли вы сами выйти с законодательной инициативой по данной реформе? Не настала ли пора и серьезно поменять конституцию?
- Очевидно, что мы живем нынче в совершенно иной ситуации, нежели та, которая была в момент написания конституции. Назрела необходимость создания новой системы управления, новой модели взаимоотношений государственной власти с самоуправлениями. Я поддерживаю существенные изменения в конституции, но хочу подчеркнуть: свои соображения по этому вопросу должны представить прежде всего специалисты по конституционному праву. Не хочу быть гуру во всех вопросах и говорить экспертам, как им нужно поступать.
Цитата
"Еще древние говорили, что свое мнение не меняют только мертвецы и дураки".
- Не считаете ли вы, что нам нужно менять избирательную систему? Например, половину депутатов выбирать по одномандатным округам?
- Опыт других стран показывает, что это тоже не панацея, далеко не идеальный вариант. Многие забывают, что кандидаты от одномандатных округов тоже не являются "стрелками-одиночками", эти люди все равно связаны с партиями, делегируются партиями. Еще раз хочу подчеркнуть: главная проблема нашей политической системы в том, что наши партии очень малочисленные.
- Несколько слов о вашей позиции по поводу будущего еврозоны и так называемой фискальной дисциплины. Многие эксперты считают, что жесткая фискальная дисциплина затормозит развитие экономики. И не получится ли так, что в конце концов ЕС превратится в федерацию?
- Во-первых, убежден, что Евросоюз сохранится, для этого есть все предпосылки. Во-вторых, нужно понять, что в основе этого понятия фискальной дисциплины лежит очень простой принцип: жить по средствам, управлять разумно. Считаю, что мы должны стремиться почти к нулевому дефициту бюджета или даже к профициту, нужно создавать резервный фонд, который поможет нам продержаться в случае ухудшения мировой конъюнктуры или в случае собственных финансовых проблем.
Во-вторых, не нужно бояться федерализации ЕС. Если мы не можем сами разумно управлять, то пусть уж тогда будет федеральное устройство: Хотя лично я считаю, что мы сами в состоянии умело хозяйствовать, и тогда нам не нужно будет кому-то делегировать полномочия по управлению.
- Собираетесь ли вы лично следить за ситуацией в Латгалии? Годами власти не уделяли должного внимания этому региону...
- Я убежденный сельчанин и очень переживаю за будущее нашей провинции. Латвия не сможет равномерно развиваться, если у нас жизнь будет бурлить только в Риге, Даугавпилсе, Вентспилсе и еще в нескольких городах. Нам нужно развивать не только Латгалию, но и все остальные регионы. Другое дело, что в мире всегда приграничные районы развиваются наиболее успешно, ведь вдоль границы всегда кипит бизнес - за счет предоставления разного рода услуг, за счет того, что граница - это центр транзитных путей. Нам нужно приложить усилия к тому, чтобы и наша приграничная зона была экономически привлекательной.
- Как вы оцениваете нынешние отношения с Россией? Не кажется ли вам, что в этих отношениях наметился застой?
- Россия вступила в ВТО, и это дает нам огромные преимущества. Если мы их сейчас не используем, то когда еще представится такая возможность? Считаю, что наши отношения развиваются вполне нормально, и не вижу причин, почему они должны вдруг ухудшиться? Да, и в Латвии, и в России идет череда выборов, и чисто объективно политические контакты не столь активны. Но это вовсе не свидетельствует о каком-то застое в наших отношениях. Просто политикам с обеих сторон не нужно искать поводов для ссор, не будем забывать, что мы соседи, а их не выбирают. Мы и дальше должны рядом жить - и лучше жить дружно.