Таисия Микула
Таисия Никифоровна Микула (урожд. Панкова; 15 октября 1898, Рига, Российская империя – 20 сентября 1983, Рига, Латвийская ССР) – учитель в Рижской правительственной русской гимназии, русских и белорусских основных школах Риги. Работала учителем в послевоенных русских школах.
Таисия Панкова родилась в семье староверов, принадлежавших к мещанскому сословию. В 1915 году окончила Рижскую женскую Ломоносовскую гимназию, а годом спустя в Юрьеве (Тарту) 8-й педагогический класс по специальности история и география, с получением звания домашней учительницы. Осенью 1916 г. получила аттестат зрелости и поступила в Юрьевский/Тартуский университет, где прослушала три курса. В 1918 году, в связи с наступлением германской армии, эвакуировалась в Воронеж, где продолжала образование на отделении естественных наук физико-математического факультета местного университета до 1921 года. В годы лихолетья Таисия Никифоровна вышла замуж, сменив фамилию на Микула. Однако муж вскоре умер (или погиб), и Таисия Никифоровна в 1922 году, не получив диплома о высшем образовании, приняла решение о возвращении на родину – в Латвию.
Вернувшись в Ригу, Т.Н. Микула стала работать в русских основных школах.
В 1927 г. Т.Н. Микула окончила летние русские педагогические курсы.
Совет Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины рекомендовал Таисию Никифоровну для преподавания Закона Божия старообрядческим учащимся. Уроки Закона Божия она вела в 10-й русской основной школе (просп. Межа 2), а с 1933 года и в 8-й русской основной школе (ул. Католю 27). Вела также уроки в 1-й белорусской основной школе (ул. Маскавас 173) и 2-й белорусской основной школе (ул. Симаня 14/16).
Одновременно, начиная с 1929 года, Т.Н. Микула работала в должности воспитательницы девочек в Рижской правительственной русской гимназии, а с 1936/37 учебного года – учителем домоводства.
Много лет спустя, бывшая ученица Т.Н. Микули в Рижской правительственной русской гимназии, кандидат медицинских наук Ирина Дмитриевна Чернобаева так вспоминала свои школьные годы:
«Нашей классной наставницей стала Таисия Никифоровна Микула, в свое время окончившая дореволюционную Ломоносовскую гимназию. Высокая, статная, с пышной седой шевелюрой, она весьма решительно взялась за наставничество очередного молодого поколения. По слухам, старшие классы именовали её «гренадером».
Авторитет Таисии Никифоровны с первых же дней стал непререкаем. Отсутствие белого воротничка, каблуки выше положенных двух сантиметров а, тем более, последний «писк» моды – бордовые чулки с черным швом и пяткой – немедленно марш домой!
Кольца и браслеты изымались, а их возврат сопровождался соответствующим назиданием, проходившем, однако, с глазу на глаз. Не было ни нотаций, ни наставлений, зато часто звучало повелительное: «Девочки, не галдите!». За этим возгласом всё же чувствовалась и скрытая улыбка, и большая душевная теплота. При таком отношении со стороны Таисии Никифоровны мы скоро стали действительно «её девочками», и незаметно рождалось ощущение «нашего класса. <> От предыдущих поколений выпускников мы восприняли дух гимназического единства. Педагоги нас не просто учили. Тактично и ненавязчиво они формировали в нас чувство собственного достоинства и взаимопонимания. Для нашего же класса лучшим примером является наша первая классная наставница – Таисия Никифоровна Микула».
Таисия Никифоровна Микула вплоть до своей кончины поддерживала тесные связи со своими бывшими питомцами.
В послевоенные годы Т.Н. Микула преподавала математику в 57-й семилетней школе, а после её реорганизации в 10-й восьмилетней школе. В середине 1960-х годов вышла на пенсию.
Скончалсь Таисия Никифоровна Микула в Риге 20 сентября 1983 года.
Татьяна Фейгмане
Источники информации:
ЛГИА, ф. 1632, оп.1, д.14294.
Ирина Чернобаева: «Повороты и перекрестки». - Они были гимназистами... Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 2008.
Воспоминания Елены Катишонок, бывшей ученицы Т.Н. Микулы:
В 1960-е годы Таисия Никифоровна Мику́ла преподавала математику в Рижской 10-й восьмилетней школе (ул. Ломоносова 4), в том числе в моём классе. Некоторые учителя школы в своё время были её учениками (до войны там располагалась 2-я русская основная школа), но об этом я узнала позднее. Таисия Никифоровна была старше и авторитетней всех, о чём говорил неизменный пиетет, с которым к ней обращались. Её внешность была неизменной: чёрное платье с маленьким белым воротником, пышная белоснежная седина по-мужскому короткой стрижки, высокая и очень прямая, несмотря на возраст, фигура. Прибавьте к этому строгое лицо, чеканный профиль и негромкий, даже глуховатый голос, который Таисии Никифоровне редко приходилось повышать: её слушали. Не потому что рассказывала нечто занимательное (программа математики не располагала к этому), но была в её голосе властность, заставлявшая слушать – и слышать.
Однажды Таисия Никифоровна задержала меня после контрольной, когда все разошлись, и с беспощадной прямотой сказала: «С такими оценками в среднюю школу ты не попадёшь». Я растерялась. Если помните, после восьмого класса хорошо успевающие ученики могли идти в девятый класс, остальным же предстояло профтехучилище. «Есть только один способ, – продолжал глуховатый голос, – дополнительные занятия». После чего записала на бумажке свой адрес и велела – другое слово не подходит – приходить к ней домой. Что я и делала на протяжении какого-то времени, пока складывался мой роман с математикой. Естественно, мои родители спросили, сколько такие занятия будут стоить. Таисия Никифоровна возмутилась: «Что?!» Глуховатый голос остался негромким, однако возражений не допустил.
Старая преподавательница с огромным опытом, которой я годилась в правнучки, не жалела своего драгоценного времени, чтобы дать мне возможность избежать ПТУ. Не знаю, с кем она ещё занималась дополнительно (никто из моих одноклассников об этом не упоминал), однако я чувствовала себя должником Таисии Никифоровны. После окончания университета хотела встретиться с нею – не для того чтобы вернуть долг, это было невозможно, – а просто поблагодарить и поговорить. Но я опоздала.
На старообрядческом кладбище стоит памятник Таисии Никифоровне Микуле, его трудно не заметить. Прийти и положить цветы к надгробию – единственное, что можно сделать.
- - - - - - -
Несколько слов о Рижской 10-й восьмилетней школе. Школа, тогда ещё под другим названием, была построена и открыта для учащихся в 1908 году. Хорошо помню торжественный праздник 50-летия школы (1958 г.). В то время это была 57-я семилетняя школа, затем, в связи с реформой образования, стала 10-й восьмилетней. Школу расформировали в 1964 г., тогда же состоялся последний выпуск. Своего рода «продолжением» 10-й восьмилетней школы стала 32-я средняя школа на Виляну, совсем неподалёку. Насколько я знаю, в 32-й Таисия Никифоровна уже не преподавала, выйдя на пенсию. Документальных свидетельств у меня, к сожалению, нет.
В 10-й восьмилетней школе были замечательные учителя – например, Любовь Михайловна Баринова и Валентина Александровна Берг (девичья фамилия Сокова, член известной в Риге семьи).