Формула русской души

«Ves.LV»


24 мая 2011 («Вести Сегодня» № 77)

Наверное, святые братья Кирилл и Мефодий улыбались, глядя на нас в этот момент с небес. Потому что СЛОВО — веское, умное, глубокое, с душой — было действительно главным на церемонии открытия Дней русской культуры.

Не было проходных и формальных речей, важность и судьбоносность момента отражалась в каждом выступлении. Да и просто интересно было их слушать.

— Для меня честь — выступить на таком празднике, — сказал, открывая череду выступлений, президент Валдис Затлерс. — С русскими людьми мы живем здесь в добрососедстве уже тысячу, а то и больше лет. И гордимся тем, что у нас уже с 1883 года работает старейший русский театр — Рижский театр русской драмы.

В 1920–1930–х годах русская община отличалась активной культурной и общественной жизнью — работали русские школы и гимназии, выходили газеты, выступали музыкальные ансамбли и хоры, самодеятельные театры и студии. Мне об этом рассказывала еще моя бабушка.

Я лично знал ныне ушедших в мир иной подлинных интеллигентов — профессора, ученого, публициста и писателя Бориса Инфантьева, писателя и публициста Юрия Абызова, других не менее замечательных людей, приближавших и час восстановления независимости Латвии.

— Более 80 лет назад, когда Дни русской культуры проводились впервые, культурную инициативу активно поддержала православная церковь, — сказал, поздравляя собравшихся, посол России Александр Вешняков. — И сегодня мы почувствовали эту поддержку и в лице Латвийской православной церкви, и от президента Валдиса Затлерса.

Русская культура — одна из богатейших культур мира. Популяризация и поддержка ее носителей делает богаче любое общество. Дни начинаются в праздник святых Кирилла и Мефодия, а заканчиваются в день рождения Пушкина. Вот под сенью каких людей они проходят! Пусть живет эта возрожденная традиция долгие–долгие годы!

— Наша духовная, православная культура никогда не предназначалась для узкого круга лиц, — сказал Митрополит Рижский и всея Латвии Александр. — Русский православный человек живет больше не земными, житейскими заботами, а помышляет о горнем, вечном. Об идеале Святой Руси — той, которая идет за Христом. Как писал о нем еще в 1932 году ныне прославленный в лике святых архиепископ Рижский Иоанн Поммер, чистокровный латыш: "Этот священный идеал всегда был общепризнанным. Его умом и сердцем воспринимают все — и гении, и простецы".

С 1270 года до нас дошло рукописное Евангелие, украшенное дивными миниатюрами, переписанное Георгием Латышом. Традиция переписывания от руки священных книг жила в Латвии до ХХ века.

А в человеческом сердце традиция Дней русской культуры не прерывалась никогда. Эта сокровищница, в которой важнейшее место занимают иконопись, возведение, убранство и росписи православных храмов, традиции православной семьи — они для тех, кто хочет жить достойно, как люди.

— Русской культуры нет без веры, а без нее не может быть и истинного братолюбия, — сказал от Древлеправославной Поморской церкви Латвии Илларион Иванов, председатель Старообрядческого общества. — Постараемся жить по завету святого апостола Павла: "Если возможно, будьте в мире со всеми людьми".

Может быть, коллеги товарища председателя сейма Андрея Клементьева и не все присоединились бы к приветствию от депутатов, которое он передал собравшимся.

— Как не хватает в стране людей, которые собирались бы вместе для большого и красивого дела! — посетовал он. — А вы нам показали, что в Латвии ВОЗМОЖНО собрать силы на такие дела.

Но всех буквально сразил публицист Виктор Авотиньш, который начал со слов: "Здравствуйте, русские и нерусские люди!"

— Нам, латышам, хорошо бы жилось у спокойной реки, но мы живем у океана русской культуры. Для того из нас, кто обладает большей духовной силой и стойкостью, этот океан — источник вдохновения и жизненных сил, а слабый может в нем пропасть.

Мы никогда не теряли из виду золотую жилу русской культуры. Лучшие наши представители учились в Москве и Санкт–Петербурге. А потом, на повороте истории, духовное стало подменяться идеологическим. И сегодня у нас еще не закончились игры с русской культурой "свой–чужой". Но у нас с ней не гастрольные, а семейные отношения. Как говорил довоенный латвийский русский профессор своим соплеменникам: "Латвия — ваша Родина, а Россия — Отечество". Это так есть, и нечего разрывать русскую душу — это ее формула. А ущербная самоидентификация только портит породу. Укажите лучше на полку лучших книг с русским фамилиями на корешке…