Константин Портнов
Константин Романович Портнов (29 августа 1908, Рига, Российская империя – 22 или 23 октября 1943 расстрелян нацистами, Рига, Остланд / Латвия) – старообрядческий общественный деятель, законоучитель, антифашист.
Константин Портнов родился в Риге. Крещен в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Родители: Роман Кузьмич Портнов и жена его Ирина Максимовна (урожд. Власова) из крестьян Ковенской губернии (по другим сведениям отец прибыл в Ригу из Витебской губернии). Семья проживала на Б. Мосовской 112 (ныне 116). В 1914 году отец оставил семью и умер двумя годами спустя. Матери одной пришлось воспитывать сына.
В 1922 году Портнов окончил Рижскую 5-ю русскую (староверческую) основную школу и поступил в Рижскую правительственную русскую гимназию, но ввиду материальных трудностей не смог её закончить. Был призван в Латвийскую армию, служил в 6-м Рижском пехотном полку. В 1932 году окончил Вторые старообрядческие религиозно-просветительные курсы в Даугавпилсе.
С 1 ноября 1932 года К.Р. Портнов работал законоучителем в Рижской правительственной русской гимназии, но только как временно исполняющий обязанности, ибо у него не было среднего образования. Он мог быть только полноправным учителем в основной школе. Поэтому одновременно Портнов работал законоучителем в Рижской вечерней основной школе, в Рижской 5-й и 12-й русских основных школах.
В 1935/36 учебном году К.Р. Портнов приступил к занятиям в гимназии Рижского русского просветительного общества, а после её закрытия, в Латышской молодежной гимназии, которую окончил в 1939 году.
Одновременно с учёбой и работой К.Р. Портнов участвовал в общественной жизни. Был членом «Кружка ревнителей русской старины», которым руководил И.Н. Заволоко. Был участником скаутского движения.
В 1940 году преподавание основ вероучения в школах было отменено. К.Р. Портнову пришлось искать новую сферу для приложения своих знаний. И без работы он не остался.
Интересную характеристику К.Р. Портнову дал его бывший коллега по Рижской вечерней основной школе Г. Гроссен: «Изысканно вежлив, предупредителен. Не столько религиозен, сколько национально настроен. <> Он был значительный общественный деятель и особенно много времени посвящал молодежи, воспитывая её в русском национальном духе. Много времени тратил он на работу с русскими скаутами, которые очень любили его. Он их учил и сам учился. Он был начальником 21-го русского скаутского отряда. <> Когда явились большевики, некоторые ученики, сочувствовавшие коммунистам, злорадствовали, что вот «попа то уберём». Но прозванный «попом» Портнов не унывал, он продолжал преподавать другие предметы и даже начал выступать, точно выполняя предписания большевиков. <> Стал произносить речи, разъясняя те или иные события в истории большевизма, говорил точно по брошюрке, не прибавляя от себя ни слова не вкладывая своей души <> Лавируя между компартией и нами, беспартийными и врагами коммунизма, желая угодить всем и даже учащимся, Портнов сделался незаменимым и кличка «поп» скоро исчезла.
В конце февраля 1941 г. он был у меня – прощался, завидовал мне и пожелал всего хорошего. «Уцелею ли я – все в руце Божией», – сказал он последние слова».
Его слова оказались пророческими. После оккупации Латвии нацистами он, вместе со своей супругой Комитой, инициировал захоронение советских солдат на Ивановском кладбище, собирал средства на установку надгробного памятника, помогал советским военнопленным. Однако точных сведений о причинах ареста и расстрела супругов нет.
Согласно сведениям из записок Кирилла Мункевича, Константин Портнов был расстрелян нацистами 22 или 23 октября 1943 года.
Татьяна Фейгмане
Источники информации:
ЛГИА, ф.1632, оп.1, д.16678, 16679.
ЛГИА, ф. 2996, оп. 15, д. 22446, 22447.
Г. Гроссен. Жизнь в Риге. – Даугава, 1994, № 3.
Я. Дзинтарс. Тайны рижского подполья. – Рига: Авотс, 1986.
Кирилл Мункевич. Заложник гестапо
«Никто не забыт!» Что мы знаем о героях 1941 года?