Григорий Ломоносов

Григорий Ломоносов

Григорий Семёнович Ломоносов (1823, Вилькомир, Российская империя – 1885, Вильно, Российская империя) – купец 2-й гильдии, строитель,  общественный деятель, крупный благотворитель, голова Рижской Ремесленной Артели, попечитель Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, руководитель Виленской (Вильнюсской) старообрядческой общины.

Г.С. Ломоносов родился в Вилькомире (ныне Укмерге, Литва) в семье староверов. Освоив торговое и строительное ремесло, занялся строительным делом в качестве подрядчика.

Ряд лет Г.С. Ломоносов жил и вёл своё дело в Митаве / Елгаве. Как митавский 2-й гильдии купец  он упоминается писателем и публицистом Н.С. Лесковым.  Женившись на рижской староверке, Григорий Семёнович перебрался в Ригу. Он владел недвижимостью, которую сдавал в наём как под жильё, так и для ведения предпринимательской деятельности. Например, один из его домов в Риге находился на углу Театрального бульвара (ныне бульвар Аспазии)  и Суворовской улицы (ныне ул. Кришьяна Барона), другой — на углу улиц Новой (Jauniela) и Казначейской (Ķemerejas iela), а также на Зиндерской (Sünder straße – нем., Grēcinieku iela – лат.,   ул. Грешников) № 28, на Большой Московской улице № 52 (Московский форштадт) и др. 

Своё общественное служение Ломоносов начал с пожертвований, по большей части, в пользу местного староверческого населения, например, в пользу больницы, богадельни и моленной. Больше всего Григорий Семёнович ратовал за открытие в Риге училища для детей староверов.

Ранее в Риге существовала школа при Старообрядческом обществе. В 1827 году тогдашним генерал-губернатором маркизом Ф.О. Паулуччи были изданы особые Правила для управления Богадельни, Сиротского отделения и школы Рижского старообрядческого общества. Однако уже  в 1833 году указанные Правила были заменены новыми, существенно сужавшими права староверов. В частности, пришло распоряжение о преобразовании всех училищ по образцу уездных училищ ведомства Народного Просвещения. Рижские староверы не могли согласиться с этим условием, и  в 1832 году школа при Старообрядческом обществе закрылась.

Однако многие из староверов не оставляли ни своей веры, ни идеи открыть свою школу и искали возможности, достучаться до властей. В 50-х годах XIX века в высших кругах российского общества  начинаются разговоры о необходимости открытия отдельных школ для староверов. К министру народного просвещения обращался и Лифляндский  генерал-губернатор барон Ливен (1861-1862), объясняя необходимость школы, в которых дети староверов могли бы учиться «не смешиваясь» с православными.

Познакомившись в Риге с Захаром Лазаревичем Беляевым, также ратовавшим за школы для староверов, Г.С. Ломоносов совместно с ним создал потайную школу, большую часть расходов взяв на себя. В этой школе в большей мере обучались дети, которые не могли получить домашнего образования. Среди них были дети-сироты или дети из неполных семей, которых воспитывали матери-вдовы. Детей учили чтению, письму, счёту. Нередко Г.С. Ломоносов помогал воспитанникам школы, пристраивая их учениками к местным купцам и ремесленникам.

В 1860-е годы, в связи с началом масштабных реформ в России в лучшую сторону изменилось и отношение к старообрядцам. Вопрос о старообрядческих школах снова оказался в повестке дня.

Представители от староверов принимали участие во «всесословной беседе» в Риге, состоявшейся в 1862 году и определившей дальнейший путь развития русской общины и русского образования в Прибалтийском крае. Одним из участников этих событий был и Григорий Семёнович. Интересно, что торжественный обед этого собрания был дан в только что отстроенном доме Г.С. Ломоносова по ул. Зиндерской / Грешников. Позднее в этом доме размещалась гостиница ”Варшава”.

Г.С. Ломоносов состоял членом многих русских обществ в Прибалтийском крае. Например он был членом следующих обществ:

  • • Общества «Улей»; входил в состав правления.
  • • Рижского Русского благотворительного общества; входил в состав комитета этого общества.
  • • Благотворительного общества для призрения русских бедных; входил в состав комитета этого общества и др.

Именно Григорий Семёнович в 1863 году первым из староверов встретил Николая Семёновича Лескова, когда тот по заданию Министерства Внутренних Дел приехал в командировку в Ригу, чтобы разобраться со школьными делами рижских староверов. После выяснения обстоятельств, Лесков поддержал идею открытия отдельных школ для староверов, объяснив это в своих докладах к властям. Среди прочего Н.С. Лесков подчеркнул, что неудачи с открытием официальных школ не поколебали местных старообрядческих деятелей, наоборот, учредители школ «стали настойчивее и опытнее».

В том же 1863 году Григорий Семёнович Ломоносов стал одним из учредителей староверческого/старообрядческого училища, заявив о готовности пожертвовать для него 5000 рублей. В 1864 году учредителями училища был избран специальный комитет по  устройству этого училища. Председателем этого комитета стал Г.С. Ломоносов. Сначала было решено назвать это училище „Николаевское старообрядческое училище“.

Когда жандармский полковник Андреянов учредил рижским старообрядцам книгу для записи пожертвований в пользу ожидаемой школы, подписка шла успешно. Г.С. Ломоносов пожертвовал 5000 рублей, З.Л. Беляев — 1000 рублей, И.Ф. Тузов — 1000 рублей и др., но несмотря на это, инициатива встретила ряд препятствий.

Борьба за новую школу для староверческой молодёжи шла не только между староверами и правительством, но и внутри самой общины. Природа внутренних препятствий была связана в том числе с предубеждениями и недоверием многих староверов к ситуации и, в том числе, к некоторым активистам, включая и Г.С. Ломоносова. Ему ставили в претензию то, что он «водит знакомство и делит хлеб-соль с нововерами», а также, что «учит своего сына в пансионе еретика немца Бухгольца». Наученные горьким опытом, староверы не торопились доверять новым влияниям и новым лидерам даже из своей среды. Уже бывало, что школы или храмы, открытые ими для своих нужд, закрывались или по требованию властей вводились новые «нововерческие» правила, что для приверженцев старой веры было не приемлемо. В этот раз их тревожили те же мысли. Твёрдо стоявшие на основах своей веры и убеждений, старообрядцы желали, чтобы их детей учили в духе веры их отцов, а собранные ими средства служили на благо своей общины.

Правительство в свою очередь давало повод для подобных сомнений. Так, например, название школы в указанном виде не было принято органами власти из-за наличия слов «старообрядческий», «старообрядцы», что, как утверждалось, не было разрешено по закону. По этой причине название заменили на «Гребенщиковское училище». Новый устав был утверждён правительством в феврале 1866 года. Однако, жертвователи, включая главного из них — Ломоносова, выразили протест, ибо считали, что это другое название и другая школа, а не та, для которой они собирали пожертвования. Они указывали, что без уточняющего слова «старообрядческое» существуют риски утраты школы в пользу, например, православных и т. п., ибо если школа для всех, то туда может захотеть поступить любой без соблюдения основ старой веры. По указанному ряду причин, ещё несколько лет училище не было открыто, и дискуссии продолжались. Однако, несмотря на неудачи, попытки ревнителей просвещения среди старообрядцев открыть свою школу с сохранением важных основ и необходимых атрибутов продолжились.

Н. С. Лесков характеризовал Григория Ломоносова как человека прямого, резкого, тершегося по делам с разными властями и имеющего большое состояние. Эти качества позволили ему много добиться в своей жизни.

В качестве подрядчика Григорий Ломоносов принимал участие в строительстве не только жилых домов. В 1863 году при его участии была осуществлена пристройка к старообрядческому храму Гребенщиковской общины. А в 1866 году он вёл работы по строительству Дуббельнской (Дубулстской) церкви, заложенной при участии  архиепископа Платона (Городецкого) в конце августа 1866 года во имя равноапостольного князя Владимира. В 1871 году  Г.С. Ломоносов был избран в комитет по постройке здания Русского театра в Риге.

Только в 1873 году сложились условия для открытия староверческого училища. Название, однако, пришлось принять то, что утвердили власти в 1866 году. Григорий Семёнович Ломоносов входил в комитет по устройству Гребенщикового училища в Риге и был почётным попечителем этого училища. Рижское Гребенщиковское училище было открыто в сентябре 1873 года.

В начале 80-х годов XIX века Г.С. Ломоносов уехал из Риги в Вильно (ныне — Вильнюс, Литва). К 1882 году, возникшая в 1830 году Виленская старообрядческая община численно возросла и окрепла, в том числе благодаря поступавшим пожертвованиям. Первым крупным жертвователем стал Г.С. Ломоносов, который многим был известен своей благотворительностью.  Будучи руководителем Виленской общины, он добился от местных властей разрешения на постройку каменного здания (богадельни) для общины, впоследствии — Вильнюсский Свято-Покровский храм (возведён 1882-1886 гг.).

Григорий Семёнович Ломоносов скончался в Вильно в 1885 году. Похоронен на кладбище у Виленского/Вильнюсского Свято-Покровского храма.

 

Материал подготовила Александра Яковлева, октябрь 2021

 

Источники информации:

  1. Inland. Riga. Rigasche Zeitung № 215, 16.09.1863.
  2. Высочайше-утверждённое положение комитета министров об уставе Гребенщиковского старообрядческого училища. Rigasche Zeitung № 61, 16.03.1866.
  3. Рига, 18-го июня. Рижский вестник № 49, 18.06.1869.
  4. Рига, 2-го ноября. О русском театре. Рижский вестник № 247, 02.11.1871.
  5. Объявление комитета по устройству Гребенщиковского училища в Риге. Рижский вестник № 143, 30.06.1873.
  6. Объявление о начале работы Гребенщиковского училища. Рижский вестник № 197, 07.09.1873.
  7. Заметки. По вопросу о Дуббельнской церкви. Рижский вестник № 26, 31.01.1880.
  8. Столетие Виленской старообрядческой общины. Сегодня № 260, 20.09.1930.
  9. Сергей Журавлёв «Как в Риге принимали Лескова, или в гостях у рижского купца И. Ф. Тузова», Меч Духовный № 10, 2003. 
  10. И. В. Трофимов «И. С. Лесков и староверческая школа Рижской Гребенщиковской общины», Меч Духовный № 17, 2005.

Иллюстрации к теме