Борис Меркулов
Борис Тимофеевич Меркулов (31 марта/13 апреля 1900, Режица (Резекне), Российская империя – 1964, Рига, Латвийская ССР) – учитель, политический и общественный деятель, журналист.
Борис Меркулов родился в Режице (Резекне). Родители: Надежда Порфирьевна и Тимофей Данилович Меркуловы. Отец был нотариусом и земельным арендатором (80 га). Помимо Бориса, в семье были ещё два сына – Порфирий и Тимофей и две дочери – Нина и Тамара.
До 1917 г. Борис Меркулов учился в Режицкой мужской гимназии. В связи с приближением фронта гимназия была эвакуирована в г. Скопин Рязанской губернии. Там, в 1918 году, Меркулов завершил гимназическое образование, после чего вернулся домой. В том же году, через территорию Польши, занятую немцами, выехал в Киев, где поступил в университет на историко-филологический факультет. Однако, в конце 1920 г., в связи с установлением власти большевиков, покинул Киев и в начале 1921 г. вернулся в Латвию. Поступил в Латвийский университет, учился с перерывами, и в итоге диплом не получил.
Занятия в университете совмещал с преподавательской работой в школе. В конце 1921 г. работал в Русской основной и средней школе А.Н. Суслова в Резекне. В 1924 г. работал в 1-й Рижской гимназии учительского общества. В 1924/25 учебном году в гимназии Э. Лихтарович и в частной средней школе А. Корти. С 1925 по 1927 год преподавал в Русском частном техникуме. Одновременно сотрудничал с Еврейской гимназией. С 1926 г. работал учителем в гимназии О.Н. Лишиной, где наряду с русским языком преподавал и математику.
В 1930 г. посещал Русские летние учительские курсы. В том же году Цензовая комиссия при Министерстве образования признала Бориса Меркулова полноправным учителем русского языка в основных школах с русским языком обучения. В 1933 г. Цензовая комиссия признала его полноправным учителем средней школы без высшего образования. В 1935 г. выдержал испытание по латышскому языку.
В 1935 г. Цензовая комиссия признала Б.Т. Меркулова полноправным учителем русского языка в средних и основных школах с русским языком обучения.
С 1 августа 1934 г. и вплоть до ареста в августе 1940 г. работал в Рижской городской русской вечерней основной школе, основанной городом в 1926 г. для малоимущей молодёжи Московского форштадта. В то же время вел уроки русского языка в Рижской немецкой государственной гимназии.
В 1934 г. вступил в брак с Евгенией Белогрудовой.
В своих воспоминаниях Генрих Гроссен так характеризовал Бориса Меркулова: «Он был энциклопедист, казалось, всё знал, но всё поверхностно. Имел громадную библиотеку, особенно в области русской истории и литературы. Много читал и столько же в карты играл (преферанс). Способный, но ленив для того, чтобы усидчиво сидеть над одним предметом, поэтому был вечным студентом. <> Меркулов преподавал русский язык в немецкой гимназии и когда она почти in corpore перебралась в Германию, то и ему было предложено переехать туда. Меркулов вдруг отказался, боясь потерять «русскость» и свободу борьбы с большевиками, но всё же он желал победы немцев над Англией, которую он также ненавидел как исконного врага России и Германии».
По мнению Гроссена, Борис Меркулв по своим политическим убеждениям был русским националистом и монархистом.
Меркулов был не только учителем, но и был увлечен общественно-политической деятельностью, которая, в итоге, привела его в ГУЛАГ. В 1924-25 гг. Меркулов был членом Русской народно-трудовой партии, возглавляемой П. Корецким. Однако на выборах в Сейм (1925 год) партия не сумела получить депутатский мандат и сошла с политической сцены. Однако сиюминутное членство в партии не осталось незамеченным органами НКВД.
Борис Меркулов был арестован 9 августа 1940 г. «по подозрению в проведении контрреволюционной деятельности». Помимо членства в указанной партии ему инкриминировалось участие в «Обществе русских студентов» (с 1922 по 1925 год), в «Русском академическом обществе», которое, на свою беду, он возглавил в начале 1940 г. В вину Меркулову было поставлено и сотрудничество с газетой «Сегодня». Были попытки обвинить его и в связях с НТСНП (Народно-трудовой союз нового поколения), однако дальнейшего развития это обвинение не получило.
Постановлением Особого совещания от 8 марта 1941 г. приговорён к 8 годам лагерей, после чего был этапирован в Воркутлаг. В 1943 г. Верховный суд Коми АССР добавил Борису Меркулову ещё 10 лет заключения. Освобождён из заключения 15 февраля 1953 г. и отправлен на поселение в Красноярский край.
В следственном деле имеется приписка: «Вербовка нецелесообразна. На следствии был не откровенным».
Во времена «хрущевской оттепели» вернулся в Ригу, где скончался в 1964 г. и похоронен на Ивановском кладбище.
Татьяна Фейгмане
Источники информации:
ЛГИА, ф. 1632, оп. 1, д. 14046.
ЛГА, ф. 1986, оп. 2, П-6456.
Г. Гроссен. Жизнь в Риге. – Даугава, 1994, №4, стр.176-178.